Не умеют следовать указаниям, не зная мотивов: почему взрослым сложнее учиться, чем детям, и что с этим делать

Обучение для человека не заканчивается после школы или университета. Каждый день предоставляет нам возможность узнавать что-то новое и осваивать новые навыки. Но по мере взросления человек постепенно теряет способность схватывать информацию налету. Его способность к обучению претерпевает серьезные изменения. Чем же отличается обучение взрослых от учебы детей? Как зрелому человеку заставить себя воспринимать новую информацию?

Теория обучения взрослых

Теория обучения взрослых - это область знаний, которая изучает различия между механизмом обучения детей и взрослых. На данный момент существует несколько таких теорий, а именно:

  • Андрагорика - теория, которая акцентирует внимание на влияние имеющегося опыта, а также проблемные ориентации на процесс обучения.

  • Трансформационное обучение - теория, которая изучает уровни восприятия взрослыми новой информации.

  • Экспериментальное обучение - теория, которая акцентирует внимание на том, что взрослым не нужен наставник для обучения.

Схема познания

У детей все предельно просто. Они сначала воспринимают информацию, потом запоминают и применяют на практике. А вот у взрослых процесс обучения является сложным и многоступенчатым. Специалисты акцентируют внимание на таких этапах познания:

  1. Переживания, связанные с началом процесса обучения и получением новой информации.

  2. Изучение внутренних реакций на поступающие сведения, формирование позитивного или негативного отклика.

  3. Критическая оценка новой информации и формирование допущений, связанных с ней.

  4. Распознавание связи и выявление несоответствий между сведениями, полученными ранее, и новыми данными.

  5. Изучение вариантов новых ролей, действий и отношений, связанных с получением новых знаний.

  6. Планирование действий по применению полученной информации на практике.

  7. Формирование набора компетенций на основе новых знаний.

  8. Внедрение новой информации и применение полученных компетенций на практике.

Основные различия детского и взрослого обучения

В чем же заключается принципиальное различие между обучением детей и взрослых? Специалисты выделяют такие основные моменты:

  • Взрослые вдохновляются опытом. Они уже многое видели, многое слышали, то есть у них за плечами есть определенный багаж знаний, который накладывает свой отпечаток на познавательную активность. Взрослые смотрят на новые факты через призму предыдущего опыта. Дети же неопытны. Они схватывают любую новую информацию.

  • Дети проходят обучение в социальной среде. То есть в процессе получения знаний они постоянно контактируют со сверстниками, делятся информацией, соревнуются, помогают друг другу. А вот взрослые не очень любят распространяться о своем познавательном опыте. Им важно быть в продуктивном контакте с самими собой.

  • Учить детей очень просто. Они не склонны анализировать, а просто принимают и усваивают поступающую информацию. А вот взрослые не так хороши в восприятии данных. Им свойственно искать мотивы: как предоставленная информация поможет им в достижении целей, какую вообще практическую ценность она может иметь?

  • Взрослые уже имеют представление о существующих стилях обучения и выдвигают определенные требования к методу изложения информации. А вот дети совершенно не переборчивы в этом плане. Они ничего не знают о стилях, а потому не выбирают, какой из них лучше.

  • Дети менее, чем взрослые чувствительны к неудачам в обучении. Они либо смиряются, либо пробуют снова. А вот взрослые смотрят на свои успехи через призму общественного мнения, которое выступает сдерживающим фактором в вопросах обучения.

  • Дети учатся с одной единственной целью - получение знаний. Они не задумываются о том, как это будет реализовано на практике. А взрослые смотрят на процесс обучения с практической точки зрения: как полученные знания можно применить на практике.

Выберите свою методику

Подавляющее большинство взрослых людей предпочитают не прибегать к услугам преподавателей и репетиторов, а любят учиться самостоятельно. Чтобы этот процесс был продуктивным, важно выбрать оптимальный формат обучения, который был бы максимально удобен для вас. Вы можете читать, смотреть видео или слушать аудио-лекции. Выбирая методику обучения, обращайте внимание на свою реакцию. Важно, чтобы вам не было скучно, чтобы вы сохраняли живой интерес на протяжении всего занятия.

Добавьте визуальных элементов

На основании многочисленных исследований ученые сделали вывод, что наличие в учебных пособиях визуальных материалов повышает эффективность обучения на 98 %. Картинки, схемы, диаграммы, графики, таблицы и так далее формируют устойчивые зрительные ассоциации, которые помогают в нужный момент восстановить в памяти ту или иную информацию. Тем не менее в данном вопросе нужно знать меру. Если в тексте будет слишком много визуальных элементов, они могут отвлекать от основного процесса и мешать обучению.

Добавьте аудио и видео

Некоторые данные бывает очень сложно воспринимать только посредством чтения. Вы не можете понять механизмы, взаимосвязи, взаимодействия и так далее, сколько бы раз вы не перечитывали информацию. В данном случае очень полезно менять форму подачи данных. Попробуйте изучить ту же самую информацию в формате аудио или видео. Когда непонятные моменты вам будет объяснять чей-то голос, когда будет производиться наглядная демонстрация, данные станут более легкими для восприятия.

Применяйте полученные знания на практике

Банальное прочтение или прослушивание информации является малоэффективным. Как правило, знания, полученные подобным образом, быстро забываются. Чтобы запомнить информацию надолго, нужно применять полученные знания на практике. Нужно решать примеры и задачи, искать какое-то применение полученной информации в работе или повседневной жизни. Также сведения лучше запоминаются, если вы будете проговаривать их кому-то, будто вы - преподаватель.

Будьте ответственны

В отличие от детей, взрослые не любят следовать строгим правилам, инструкциям и предписаниям. Взрослые люди амбициозны, они предпочитают все делать по-своему. Возможно, именно поэтому им гораздо сложнее воспринимать, запоминать и систематизировать информацию. Да, вы можете учиться в удобном вам режиме и темпе, но должны быть ответственны. Четко следуйте программе и графику, которые вы сами для себя составили.

Используйте дополнительные материалы

Если вы стремитесь к качественному обучению, никогда не ограничивайтесь рамками одного учебника, пособия или онлайн-курса. По каждому разделу нужно искать какие-то дополнительные материалы, которые расширят ваши знания или помогут посмотреть на какой-то вопрос под другим углом. Желательно, чтобы дополнительные материалы имели иную форму, чем основной курс. Так, если вы проходите обучение по текстовым пособиям, ищите сведения в форме аудио, видео или изображений.

Индивидуальный подход

Как и дети, взрослые не похожи друг на друга. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к обучению. Прежде чем сформировать собственную систему самообразования, проанализируйте собственные знания, требования, предпочтения. Подумайте, что в обучении для вас приемлемо, а что вас раздражает. В этом плане у вас есть полная свобода, ведь вы - сам себе учитель. И только от вас будет зависеть эффективность познавательного процесса.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы продолжаете учиться, будучи взрослым?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.