Доктор Пармананд Шарма отправляется в многочасовую рискованную поездку через индийские Гималаи минимум два раза в год. Ему предстоит проехать по шоссе Манали-Лех, поднимаясь на высоту 5,18 км. На этой отметке Шарма приближается к гималайской криосфере, или "третьему полюсу", который считают самой большой массой льда за пределами полярного региона. Именно ради этой замерзшей местности Шарма и находится здесь.
Зависимые от реки
"Изменение климата трансформирует и ледники в Гималаях, - говорит Шарма, 48-летний гляциолог из Индийского Национального центра полярных и океанических исследований (НЦПОИ). - Мы даже не попытались понять, как быстро растают ледники и что случится дальше". Благополучие более 1,6 миллиарда человек зависит от 19 рек, выходящих из 3500-километровой зоны ледников, и последние исследования показывают, что треть ледников находится на грани исчезновения.
В отличие от многих любителей острых ощущений, которые следуют этим маршрутом, Шарма направляется прямо к Химаншу, исследовательской станции, расположенной на высоте 4 км в бассейне реки Чандра. Этот бассейн питает реку Инд, которая получает почти 80 % своей воды из ледников. Только в районе бассейна реки Инд проживает около 250 миллионов человек.
Как быстро тает ледник
"Мы изучали шесть ледников, общая площадь которых в 2009 году составляла 300 квадратных километров. В 2019 году эта величина снизилась до 225, - говорит Шарма. - Таких ледников здесь тысячи."
"Наша цель - изучить реакцию "третьего полюса" на изменение климата и его гидрологическое воздействие", - говорит д-р Тамбан Мелот, 50-летний заведующий отделом полярных наук НЦПОИ. Мелот также возглавлял экспедицию центра на третий полюс в 2013 году.
Шарма, который возглавляет программу криосферных исследований Гималаев, изучает изменение массы ледников, чтобы изучить накопление и потерю воды - другими словами, сколько воды приходит и уходит. Он делает это с помощью сети изолированных бамбуковых палочек, закрепленных в различных точках по всему леднику, чтобы измерить уровень льда и снега с течением времени.
Где заканчивается дорога
Путешествие на ледники - задача не для слабонервных. Когда "дорога" входит в холодную пустыню Лахаул-Спити, здесь уже негде укрыться от ветра. На высоте 4 км воздух разряжен, уровень кислорода примерно на 41 % меньше, чем на уровне моря. Несколько мемориалов погибшим автомобилистам, бесконечные хребты и овраги - единственное, что вы будете наблюдать на протяжении 120 км пути до Химанса. Дорогу часто преграждают большие валуны, сброшенные с гор неистовой энергией талых снеговых водопадов. В Батале, последнем пункте вдоль дороги Манали-Каза, где есть моторизированный транспорт, заканчивается самая легкая часть путешествия Шармы.
Отсюда ученые идут пешком почти 6 км или используют зип-линию через реку Чандра, чтобы добраться до станции. Этот процесс может занять от четырех до пяти часов.
Исследования важны, но условий нет
Ученые говорят, что изучение гималайских ледников может помочь в управлении водными ресурсами, политике и инфраструктурных изменениях, которые могут спасти миллионы жизней. Так почему же в исследовании Гималаев все так сложно?
"Систематические исследования (непрерывный мониторинг в течение 10-30 лет) в этом регионе затруднены из-за логистических барьеров", - объясняет Шарма, который ежегодно посещает Арктический регион и Гималаи.
Сложный рельеф местности в сочетании с геополитическими интересами (Гималаи пересекают несколько стран) делает невозможным проведение систематических исследований, что приводит к пробелам в данных. Например, в индийских Гималаях насчитывается 9 575 ледников (по данным геологической службы), но Индийская организация космических исследований считает, что их число превышает 32 000. Ну а площадь варьируется от 37 500 до 45 000 кв. км.
Никто не горит желанием вернуться
Камини Мешрам, получив докторскую степень по геохимии ледников в НЦПОИ, совершила свое первое путешествие к третьему полюсу в 2019 году. "Нехватка кислорода и опасно крутые склоны стали для меня огромной проблемой, - говорит она. - Вы чувствуете головокружение и тошноту. Ноги не слушаются время от времени. Вещи кажутся ближе, чем они есть в Гималаях".
"Для большинства студентов-исследователей первая экспедиция становится последней - немногие горят желанием вернуться обратно в этот снежный ад", - говорит Шарма. Но Мешрам - одна из немногих, кому не терпится вернуться. НЦПОИ в 2016 году становятся основой долгосрочных проектов мониторинга. Химанш состоит из трех белых хижин, окруженных небольшой стеной, которая здесь кажется украшением, а не необходимостью. Это единственные строения в пределах видимости в пределах сотен километров от негостеприимных заснеженных гор и ледников. Станция может принять 8 исследователей в двух общежитиях, оснащенных всеми удобствами: туалетами, кухней и лабораториями.
Шесть ледников в Химанше, находящихся под наблюдением, расположены на расстоянии от 3 до 100 км. В этой местности и на такой высоте, чтобы добраться до них, может потребоваться день, а иногда и неделя. Здесь нет никакой сети, дороги или объектов за пределами исследовательского аванпоста. Ученые остаются сами по себе.
Грузчики - наше все
Грузчики, работающие по государственному контракту, являются важнейшей частью управления логистикой. Чтобы "собрать" Химанш, они везли припасы и оборудование весом в сотни килограмм из Батала. Дважды путешествие оказалось настолько трудным, что группа рабочих бросала оборудование на полпути и уходила с работы. Шарма называет эти два случая самым трудным этапом своей карьеры.
"Грузчики - это наш спасательный круг, - говорит Мешрам. - Для экспедиций на ледники как ученые, так и другие рабочие несут оборудование и продовольствие". За те два месяца, что она провела в Химанше, грузчики стали для нее источником силы и поддержки. Поход на большие ледники может потребовать привала в негостеприимных условиях, и именно "носильщики" связывают эти отдаленные лагеря с главной станцией.
Здоровье, еще раз здоровье
"Мы работаем не так долго в течение года, с мая по октябрь. Мы вернемся домой еще до начала зимы", - говорит Мелот.
"Мы должны быть готовы к самому худшему, - говорит Шарма. - Все ученые проходят тщательный медицинский осмотр, но, по моему опыту, этого недостаточно для работы в Гималаях. В некоторых случаях недостаток кислорода на большой высоте может вызвать отек легких. До ближайшей больницы - полдня езды".
"Гляциологи сталкиваются с разными проблемами в разных регионах, - говорит Мелот. - Я побывал на всех трех полюсах и могу сказать, что Гималаи - самое трудное место в моей карьере".
Однако опыт Мелота в Антарктиде и Арктике, которые он посетил еще до того, как начал изучать гималайские ледники, не так важен, как можно было бы подумать. Да, в Антарктиде холодно, но сравнительно ровный рельеф континента позволяет ученым использовать снегоходы.
Местность Гималаев же не подходит для транспортных средств, а многие новые технологии, такие как изображения с дронов, бесполезны. Поскольку ученым приходилось брать с собой в экспедиции собственное оборудование, места хватало лишь для ограниченного числа приборов. Добавьте суровую географию, отсутствие логистики, ненастную погоду и случайные лавины... Довольно враждебная рабочая среда.
Нужно больше исследований
Когда ученые возвращаются из похода на ледники, они живут на окраине прибрежного города Васко-да-Гама, штат Гоа. Там же и находится главный офис НЦПОИ.
В своем кабинете Шарма окружают памятные вещи из экспедиции. Даже несмотря на свой 20-летний опыт изучения ледников, ученый считает: "В Гималаях нужно проводить больше исследований".
"Изучая один или даже 6 ледников, мы вряд ли сможем дать окончательные представления о регионе. Нам нужно сотрудничать, - говорит он. - Нужно забыть все политические, экономические и другие распри и сосредоточиться на одном деле. Если ледники будут продолжать таять, то проблемы ждут не только тех, кто живет вниз по течению. Тяжелая жизнь ждет нас всех".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание