Темная сторона науки: кого считают самым "вредным" изобретателем

Существует много рейтингов самых великих и полезных открытий человечества. Есть среди изобретений и такие, которые приносят вред экологии, к примеру, полиэтилен, жидкость ДДТ. Однако в этот раз поговорим о Томасе Миджли, которого называют наиболее "вредным" изобретателем в истории мировой науки. Речь идет о технологиях и веществах, оказывающих негативное воздействие на экологию и здоровье людей.

В ответе за планету

15 ноября 2002 года Государственной Думой принят закон "Об ограничении оборота этилированного бензина в Российской Федерации". Наше правительство всерьез озаботилось нарастающими экологическими проблемами. Какое отношение это имеет к ученому Томасу Миджли, умершему в 1944 году? Самое непосредственное.

Именно этот американский химик изобрел свинцовую добавку в бензин, коей были отравлены миллионы гектаров земли по всему миру. Казалось бы, полезное достижение в перспективе стало одним из главных негативных факторов для окружающей среды. Отметим, что это не единственное "убийственное" открытие известного исследователя.

Не все то золото, что блестит

Согласно мнению историка Джона Макнейла, Томас Миджли вошел в историю науки в качестве "самого вредного изобретателя, оказавшего наибольшее негативное влияние на атмосферу, чем любой другой живой организм в истории земли". Конечно, ученый совершал великие открытия из благих намерений. Правда, присадку в бензин он придумал не только для того, чтобы улучшить его качество, но и для того, чтобы процветала компания General Motors, в которой он тогда работал. Да и о своем собственном благосостоянии он не забыл. Именно поэтому скрыл факт, что такая присадка опасна для здоровья.

Томас родился 18 мая 1889 года в семье потомственного изобретателя в городке Бивер-фолс (штат Пенсильвания), расположенном посреди зеленых долин и лесов живописных гор Аппалачи. В 1911 году он окончил престижный Корнеллский университет, а в 1941-м получил первую, но не единственную высшую премию в области химии – медаль Пристли. Кто бы знал, сколько бед принесет талантливый ученый планете Земля.

Дешевый и экологичный вариант

Бензин начала 20 века, который гнали из нефти, был низкого качества и вызывал детонацию в двигателе, что снижало мощность и экономичность, приводило к поломкам силового агрегата. В 1916 году Чарльз Кеттеринг (изобретатель электростартера) попросил одного из своих сотрудников, коим был 27-летний Томас Миджли, подобрать присадку к бензину, которая сделает работу автомобильных двигателей более плавной.

Молодой химик приступил к тестированию сотен различных веществ и придумал добавлять этиловый спирт, который содержится в винах и других спиртных напитках. В феврале 1920 года Миджли подал заявку на патент на смесь спирта и бензина в качестве антидетонационного топлива.

Надо больше денег

Но отследить соблюдение подобного патента было невозможно. Ведь гнать спирт и смешивать его с бензином может любой фермер. Это не противозаконно. Кроме того, подобная технология мешала зарабатывать нефтяным компаниям, с которыми сотрудничал Кеттеринг. Поняв, что на голом энтузиазме не разбогатеешь, ученые решили создать присадку, которую можно запатентовать и невозможно воспроизвести в бытовых условиях.

К тому времени Миджли и Кеттеринг работали в компании General Motors, которую возглавлял Альфред Слоан. По инициативе начальника в 1921 году отказались от "топлива будущего" на основе этанола и бензина. Но что взамен?

Руководство выделило большие деньги и отправило изобретателей в лабораторию, создавать новое чудо-горючее. Компания требовала разработать эффективную и недорогую присадку к бензину, которая могла бы принести деньги General Motors.

Эпоха этилированного бензина

Всего за несколько месяцев (в декабре 1921 года) Миджли нашел решение: тетраэтилсвинец (TEL). Впервые обнаруженный в 1853 году немецким химиком Карлом Якобом Левигом, TEL не имел коммерческого применения. Производство присадки было дешевым, а его использование для этой цели можно было запатентовать, создавая задел для огромной прибыли.

Любопытно, что слово "свинец" нигде не фигурирует в названии присадки. Это сделано намеренно, чтобы не пугать обывателей. К тому времени токсичные свойства этого металла были уже известны. Первый этилированный бензин поступил в продажу в феврале 1923 года под торговой маркой "Этил" - названием, ассоциирующимся с безопасным этиловым спиртом, к тому времени уже не использовавшимся. Фактически это была подмена понятий, призванная ввести в заблуждение потребителей.

Опасен и крайне токсичен

Для выпуска новой продукции было создано совместное производство Ethyl Corporation автопроизводителя General Motors и нефтяной компании Standard Oil (ныне Exxon). Миджли был назначен вице-президентом предприятия. В качестве партнера выступил химический концерн Dupont.

"Этиловая жидкость" на основе TEL и красителей была объявлена безопасной. Томас лично участвовал в пиар-акциях, убеждая в низкой токсичности присадок. При этом в 1923 году химик сам отравился свинцом. Когда у десятков рабочих начались галлюцинации, а некоторые умерли на недавно открывшемся производстве, ряд штатов запретили к использованию это вещество.

Впрочем, учитывая отличные свойства этилированного бензина, со временем технология завоевала весь мир. На экологию и вред здоровью закрыли глаза.

Теперь свинец содержится в почвах и донных отложениях во всех крупных городах мира, что чрезвычайно опасно для здоровья людей и животных.

Открытие фреона

Научная и коммерческая деятельность Томаса Миджли на этом не закончилась. В 1920-х годах ученые работали над созданием хладогенов нового поколения. В то время в холодильных установках использовались крайне опасные вещества. Метилформиат легко воспламенялся и был токсичен при вдыхании, а диоксид серы разъедал кожу и глаза.

Миджли возглавлял научную группу, которая в 1928 году разработала нетоксичный и негорючий хладагент под названием дихлордифторметан, самый первый из хлорфторуглеродов (ХФУ), который продавался под торговой маркой "Фреон-12". Ученый продемонстрировал безопасность вещества Американскому химическому обществу, вдохнув газ и задув свечу.

В последующие десятилетия хлорфторуглероды стали повсеместно использоваться во всем мире в качестве хладагентов, пропеллентов в аэрозольных баллончиках и растворителей. В то время Томас не мог знать, что эти газы способствуют разрушению озонового слоя Земли, который защищает нас от опасного ультрафиолетового излучения Солнца.

Показательно, что ученый стал жертвой собственного же изобретения. Будучи прикованным к постели после полиомиелита, он разработал систему веревок и тяг, которая позволяла другим поднимать и перемещать его тело. 2 ноября 1944 года он запутался в веревках и умер от удушения в возрасте 55 лет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Кто виноват в загрязнении окружающей среды, изобретатель или компании, использующие его разработки?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Капитализм. Задушился от отчаянья.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.