В прокате появилась послевоенная драма “Смотри на меня!” по сценарию Андрея Кончаловского. История об оперной певице Нине, которая в поисках мужа, о котором давно ничего не слышно, отправляется из родного Свердловска в столицу. С собой она берет самое ценное – четверых детей, корову-кормилицу и пианино. Довольствоваться приходится местом в товарном вагоне, но героиня рада и этому: даже когда надежды на счастливое будущее, в которое ее доставит поезд, нет, она все равно продолжает верить.
Свое кино
Для режиссера Владимира Грамматикова картина является частью собственной биографии, где главные герои – он и его семья. Съемки “Смотри на меня!” велись более семи лет, фильм для режиссера получился очень личным. Для зрителя история начинается на восьмой день непростого путешествия. Сегодня сложно поверить, что в послевоенные годы, когда железная дорога была перегружена, путь из Свердловска в Москву составлял две недели. Создатели не жалеют зрителя и сразу вываливают все проблемы: помимо желания главной героини узнать правду о пропавшем муже, во время путешествия ломаются и меняются паровозы, поезд делает множество остановок, в которые матери нужно добыть пропитание для детей и коровы, а попутчики и просто люди, встречающиеся на пути, попадаются разношерстные – одни не понимают цели поездки и ругают героиню, другие стараются подбодрить добрым словом.
Не поездка, а приключение
Лейтмотивом фильма “Смотри на меня” становится не конечный результат – прибытие в столицу, – а сама поездка. Каждый день для героини-матери – это целое испытание выжить как в прямом, так и в переносном смысле. Корова, от которой Нина не смогла отказаться, помогает молоком (хоть какое-то пропитание), а припасенные для мужа конфеты быстро становятся находкой озорных ребятишек. Детям тоже приходится несладко, они ругаются между собой и осознают силу семейной поддержки.
Согласно поддельным документам, семья везет ценный товар: мать с легкостью идет на ложь во благо, что у проверяющих не возникает желания проверить, что представляет собой заявленный японский станок. Чтобы не остаться “в пробке” из-за отцепленного вагона и вообще поскорее добраться в пункт назначения, Нина идет на любые уловки, вплоть до кокетства с майором НКВД.
Между тем дочь Люся обнаруживает в вагоне заключенного, который невиновен, и бросается помогать ему избежать наказания. Люся – интересный персонаж. Девочка живет словно в сказке, верит в волшебство, добродушная и чуткая. Она пишет дневник, в котором сочиняет истории, замешанные на магии, но ей выпадает шанс немного повзрослеть, когда она первой догадывается, что их отец бросил семью. Впрочем, девочка не спешит выяснять, почему мать все равно хочет его разыскать.
Лица фильма
Актеры “Смотри на меня!” подбирались режиссером особенно тщательно, и нельзя сказать, что кто-то не справился с ролью. Александра Урсуляк заменила Юлию Высоцкую, но продемонстрировала все эмоции отчаянной матери, держащейся с высоко поднятой головой, учащей детей урокам жизни и бьющейся за поставленную цель. Благодаря ее упорству семья сама не знает, что ждет их в финале: то ли это гонка навстречу счастливому будущему, то ли не оправдавшимся надеждам. Начинающая звезда из Казахстана Вероника Каткаева особенно хороша в роли Люси – ее речь и мимика не оставляют зрителя равнодушным.
Сила материнства и важность семьи
“Смотри на меня!”, фильм 2024 года, любопытен необычной драматургией: пока поезд все время движется, герои проводят время в своем товарном вагоне. У них нет динамики, сплошная статика, часто сопровождающаяся разговорами и вынужденными “вылазками” наружу, когда Нине нужно бросить в ящик на станции письмо, адресованное мужу, или раздобыть керосина во время остановки состава. При этом не возникает ощущение заторможенности; события развиваются, а героям есть чем заняться.
“Смотри на меня!” (2024) – роуд-муви с особым ритмом и интонацией Грамматикова. Режиссер разбавляет повествование волнительными сценами, призванными сплотить семейство и проверить их отношения на прочность, а также укрепить решимость героини в поставленной цели. Много внимания уделяется внутрисемейной жизни персонажей: при непростых обстоятельствах вокруг они поддерживают друг друга, а значит, любые преграды им нипочем. Зрительские отзывы о фильме “Смотри на меня!” большей частью называют его спокойным. Здесь практически нет напряженных сцен, а единственными сценами, когда хотелось схватиться за сердце, были эпизоды бегущих детей или Нины за уезжающим составом – трудно представить, что было бы, если семейству пришлось разделиться.
Гимн матери
С первых кадров становится понятно, что “Смотри на меня!” посвящен главной героине. Но авторы разбивают эту задумку без зазрения совести: фильм, конечно, о детях. Совместное путешествие – своеобразный этап взросления, где каждый из детей сталкивается со сложностями мира. Мать в данном контексте предстает нерушимой опорой для своих чад, переживает сомнения, но не сворачивает с пути. При том, что всему семейству приходится встречаться с не самыми приятными попутчиками: бывшей уголовницей, стариком-пророком и его внучкой-целительницей, нищих духом людей, которых покалечила недавняя война. Они вписаны в сюжет по понятной причине: показать детям, что жизнь может быть еще хуже, и еще крепче сплотить семью.
Правда с добротой
Отзывы о фильме “Смотри на меня!” подтверждают, что непростое время демонстрируется на экране с максимальным реализмом, но в то же время с бережной любовью режиссера и команды. Взять хотя бы кадр, где только что подоившая корову мать “на ходу” варит кашу, а усевшиеся вместе детки смотрят семейный альбом – этакая умилительная рождественская картинка. Сам товарный вагон, который заняла семья, выступает коробкой, в которой все под защитой и все счастливы, хотя по ту сторону можно встретить разруху и нищету. Даже майор НКВД и встретившаяся шпана не представлены антагонистами. Таким образом авторы передают историю глазами детей, детского восприятия мира в самую счастливую пору – юность. А когда рядом мама, любое путешествие кажется счастливым.
Свое прошлое
Фильм “Смотри на меня!” (2024) отличает чувство, что перед нами – доброе, живое дедушкино кино. Дедушкой выступает режиссер, приоткрывший для зрителя завесу своего детства в этом фильме. “Смотри на меня!” стал не подведением итогов, а сентиментальной данью прошлому. Получилось цельное высказывание с исследованием на актуальные темы и даже неприятные страницы прошлого, которых не хотелось бы – но нужно – вспоминать. В сложный период единство семьи особенно ценно, и это главное, что есть у человека. Идея вечная, банальная, но безотказно работающая, особенно если истина о семейных ценностях, как у Грамматикова, всегда сопровождается теплотой как единством душ и светом как покорителем тьмы. Хочется верить, что обязательно добравшуюся до пункта назначения семью встретит свет.
Вместе – сила
Сентиментальный, легко заставляющий пустить зрительскую слезу, “Смотри на меня!” (фильм 2024 года) воспевает любовь в своем чистом, естественном виде, а главный посыл заключается в единстве семьи, когда нет никого ближе. Своими поступками и непоколебимой верой главная героиня, собрав в кучу самое ценное, не теряет надежды. Все вместе члены семьи переживают трудности и принимают сложные решения, а главное – движутся куда-то вперед, навстречу чему-то. Сила этой семьи заключается в матери – невероятном двигателе, опоре и наставнике, чья любовь заслуженно продолжится во внуках и правнуках.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание