Стандартные штампы музыкальных байопиков и неизвестная сторона жизни Сергея Жукова: каким получился фильм “Руки вверх!”

В начале октября в прокате появилась долгожданный фильм “Руки вверх!” о становлении популярной в 90-х российской поп-группы. Картина вышла вслед за “Комбинацией” и “Туром с Иванушками” – музыкальные байопики нынче в тренде. Зрители узнают, чем жил главный солист Сергей Жуков в подростковые годы, как познакомился с Алексеем Потехиным и какие трудности коллектив пережил, чтобы добраться до зрительских сердец. Авторы пообещали рассказать и то, как при огромной популярности солисты оставались бедными.

Музыка в основе

Поколение 90-х отлично знает песни “Руки вверх!”, но практически ничего неизвестно о том, как создавалась группа и с чего все начиналось. Исправить положение, собственно, и было изначальной идеей фильма. Зрители переносятся в середину 80-х, где совсем молодой Сергей Жуков слушает с отцом группу “Секрет”, загорается идеей создавать собственную музыку и делает первые шаги в местных клубах. В 1993 году начинающий музыкант устраивается в самарский офис популярного радио “Европа Плюс” (помните?) ведущим. Как становится известно позже, цель этой работы состояла в том, чтобы первому слышать музыкальные новинки и чуть лучше разбираться в музыке, чтобы потом писать свои песни. Позже на радио приходит Алексей Потехин.

Будущие солисты группы “Руки вверх!” объединяют творческие усилия и, увлеченные музыкой, начинают создавать собственные песни, перебираются в Москву и пытаются “раскрутиться”. Лишь только Андрей Шалаев видит потенциал, становится продюсером ребят и предлагает контакт. Уже скоро имя группы прогремит на всю страну.

Идеальный образ

Сергей Жуков выступил сценаристом и одним из продюсеров фильма. То, что очередь дойдет до “Руки вверх!”, было лишь вопросом времени – коллектив был яркой частью поп-культуры 90-х, потому экранизацию получил заслуженно. По признанию Жукова, фильм не станет скандальной сенсацией, а (вместо с художественной выдумкой) покажет реальные страницы биографии группы. В силу этого зрители окрестили будущий фильм стандартным байопиком и оказались правы: как говорят зрительские отзывы о “Руки вверх!”, история передает дух 90-х, включает драматические моменты, но практически избегает любых скандалов. Вообще, конфликтов ждать не стоит лишь по одной причине – в реальной жизни их попросту не было. В этом заслуга Сергея Жукова: за годы в профессии он не оказывался втянутым ни в какие разногласия.

Герои и мошенники

Но простая (пусть и с трудностями) история покорения музыкального олимпа была бы слишком скучной, потому главной интригой авторы сделали непростые отношения солистов с продюсером – пожалуй, это единственная “серьезная” перепалка в фильме. Как часто бывает в шоу-бизнесе, продюсер Андрей Маликов (настоящее имя продюсера, работавшего с группой много лет) на деле оказался “не без греха”. В реальности Жукову пришлось с ним судиться за право исполнения определенных песен – к сожалению, права остались у Маликова.

Образ продюсера становится двояким: это человек с возможностями, благодаря которому “Руки вверх!” собирают стадионы, с другой стороны – он обманывает музыкантов, “химичит” с контрактом и выжимает все силы из бесконечных гастролей. Это подтверждается тем, что, даже будучи на волне популярности, солисты группы жили в съемной квартире и довольствовались “простой едой”. Образ главного злодея получился карикатурным, картинок из 90-х не хватает, что ставит под сомнение правдивость продемонстрированных на экране событий. Контраста между трудоголизмом солистов и жестоким закулисьем не получилось, а все отношения с продюсером мелькают на экране несколько раз, а потом (видимо, уже разрешенные) попросту исчезают их сюжета. “Криминальным” моментом фильма стала попытка уйти от продюсера, вылившаяся в разборки с бандитами в кожаных куртках. А вот сыгравший продюсера Федор Лавров с ролью справился, для актера злодейские образы давно стали привычным амплуа. Правда, его “бандит” вышел очень стереотипным.

Развитие и главные достоинства

Повествование “Руки вверх!” (фильм, 2024) отличается высоким темпом: плюс в том, что скучно зрителю не будет, минус – на персонажей не хватает времени, чтобы более детально рассказать их историю. Все, что зрителю “достается”, и так знакомо: продюсер представлен обманщиком, Жуков поет с детства и пашет с утра до ночи, Потехин, в противовес, работает меньше, проводит время с девушками и спиртным. О распаде группы в середине 2000-х зрителю не рассказывается в полной мере, что могло бы стать не менее драматической частью всего сюжета.

А что точно порадует зрителей, так это многие хиты группы, знакомые всем и каждому. Жуков поет “демки” Потехину, выступает в домах культуры и слегка приоткрывает закулисье, показывая зрителю черновые варианты любимых хитов. В фильме присутствуют выступления на крупных стадионах и реальные кадры с концерта из “Лужников” 2024 года. В любом случае, “Руки вверх!” дает хороший толчок, чтобы вспомнить школьные дискотеки со звучащими хитами и предаться ностальгии.

Кто здесь главный?

Стоит признать, что история Жукова и Потехина показана блеклой – возможно, стоило добавить в фильм больше драматургии. Их творческий путь похож на истории множества других музыкантов, словно это одна биография для разных персонажей: выходцы из провинции, сотрудники радиостанции, исследователи музыки и создатели залипательных треков с простым, понятным текстом. Герои не стыдятся своих планов прославиться и заработать денег. Несомненно, они много работают, но зритель видит не процесс, а результат.

“Руки вверх!” показывает солистов победителями – они прошли долгий путь, добились желаемого. Если у Жукова не было “проколов”, то с Потехиным дела обстоят иначе: он любит нагрубить, пафосно раскидывает деньги, и вообще, выглядит разгильдяем. Авторы почему-то отказались от идеи внутреннего конфликта между солистами. Не хватает эпизодов с творческим процессом (как, собственно, ребята писали песни или записывали их в студии?), потому Потехин воспринимается лишним. Что именно он сделал для успеха коллектива? В какой-то момент он сам не понимает, в чем заключается его участие, и возможно, это и становится настоящей причиной распада группы.

Кстати, Алексей Потехин появляется в фильме в небольшом эпизоде, когда приходит навещать заболевшего Жукова. Хочется надеяться, что между вчерашними друзьями в настоящей жизни все разногласия оставлены в прошлом.

Настоящие 90-е

Внешний антураж фильм “Руки вверх!” старательно соблюдает. Зрители найдут референсы из “Слова пацана”, но байопик быстро меняет направление в русло лихого времени, смешанного с романтическим ретро. На стенах мы видим знакомые постеры, Ван Дамм и Чак Норрис еще кумиры, молодежь носит странные прически и монтановские джинсы, а музыка играет из аудиокассет. Фильм выдерживает и общий жизнеутверждающий посыл, даже невзирая на проделки продюсера и попытки поклонниц в прямом смысле отравить солистов.

Задним фоном отражено повсеместное настроение того времени, когда везде чувствовалась свобода, на фоне которой Жуков и Потехин идут своей дорогой. Авторам стоит сказать спасибо за то, что соблюли все законы жанра: не обошлось без проблем со здоровьем, веселых гастролей и ссор закадычных друзей на пути к триумфу. Другими словами, побочные эффекты от суперпопулярности тоже упомянуты.

Дань фанатам

Создается ощущение, что главный вдохновитель “Руки вверх!” Сергей Жуков, как соавтор и композитор, всеми способами пытался приложить руку к проекту: сыграл самого себя, роль себя в детстве отдал сыну Энджелу, а также убедил сняться супругу – в роли себя, разумеется. При этом музыкант не ставил целью выпустить фильм для заработка. Заработка ему хватает, учитывая, что он продолжает выступать и с недавних пор пробует себя в качестве продюсера. Фильм “Руки вверх!” (2024) – скорее, способ сказать спасибо миллионной армии поклонников, которые рядом все эти десятилетия. У музыкального коллектива по-прежнему много поклонников, и они не ждут чего-то особенного от фильма. Для них фильм выступает семейным фотоальбомом о яркой молодости, к которому всегда можно вернуться в моменты ностальгии.

Ограниченная аудитория

К сожалению, фильм создавался исключительно для публики, которая знает и помнит коллектив. Современному зрителю, малознакомому с группой, это будет не более чем “еще одна история становления”. Основная задача “Руки вверх!” (фильм, 2024) – показать путь становления Жукова от детской мечты до кумира миллионов, собирающего стадионы. Никаких технических приемов в фильме нет, экранные страсти кажутся “переидеализированными”: продюсер-мошенник уже не пугает, а все “трудности на пути” преодолеваются героями смело и большей частью играючи. Тем не менее, байопик “Руки вверх!” ярко отличается от бойкой “Комбинации”, более драматичного “Тура с Иванушками” и путешествующего по сказкам и мирам “Короля и Шута”.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какое ваше отношение к фильму о группе “Руки вверх!”?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.