“Культура и рынок – понятия несовместимые”: Николай Бурляев о ценах на билеты в театр, господдержке кинорынка, дружбе с Тарковским

Николай Бурляев — известный кинорежиссер, актер театра и кино, писатель. В последние годы активно занимается общественной деятельностью и даже является членом одной из российских политических фракций. С журналистами Николай Петрович общается на острые и социально значимые темы, а также рассказывает о своем творчестве.

О новом документальном фильме

Весной состоялась премьера нового документального фильма Бурляева «Боже! Чувствую приближение Твое!» о режиссере Андрее Тарковском. Николай Петрович был лично знаком с этим режиссером и дружил с ним. Еще в 1962 году Бурляев сыграл в картине Андрея Арсеньевича «Иваново детство».

В своей документальной киноленте Николай Петрович решил осветить не драматические моменты судьбы коллеги, а рассказать о духовной и религиозной составляющей его творчества. Изначально Бурляев подал заявку на господдержку создания этой картины от Министерства культуры РФ, однако почему-то не нашел себя в списке одобренных кандидатур. Оказывается, его картину включили в резерв. Но вскоре чиновники из Министерства культуры все же исправили досадную ошибку и приняли заявку. Видимо, поняли, что фильм о Тарковском нужен народу, ведь это гениальный человек, который внес весомый вклад в развитие отечественного кинематографа.

О своей общественной деятельности

Бурляев является основателем Общероссийского движения «Культурный фронт России». Николай Петрович рассказывает, что к созданию такой организации он шел последние 30 лет. А все потому, что появились проблемы, которые его сильно беспокоили. Первая — это то, что многие достойные фильмы не выходят в широкий прокат и не показываются по ТВ. Зрители же видят преимущественно те картины, которые не обогащают их духовно. Вторая проблема заключается в том, что в экспертном совете Министерства культуры РФ сидят люди, далекие от кинематографа. Это непрофессионалы, а преимущественно блогеры. Вот почему Бурляев решил создать такую организацию, которая бы поспособствовала возрождению культуры.

Николай Петрович отмечает, что к его организации примкнули многие настоящие эксперты из мира искусства (порядка 50 человек). Это не только режиссеры, но также талантливые художники и артисты. Эксперты из организации Бурляева дают советы, на какие фильмы выделять финансирование, а на какие нет, какие картины представляют культурную и художественную ценность, а какие нет.

О необходимости цензуры

Бурляев напомнил, что еще Александр Сергеевич Пушкин говорил о том, что в христианской стране необходима цензура, ведь она призвана охранять духовно-нравственные принципы. По мнению Николая Петровича, в прокат должны выходить только те картины, которые духовно обогащают зрителей. Как депутат Госдумы, Бурляев планирует продвигать закон об общественных советах в кино, театрах, на телевидении и т. д. По мнению режиссера, пришло время прекращать эпоху бескультурья, безответственности, безнравственности, вседозволенности.

О ценах на билеты в театр

В беседе с Бурляевым телеведущий Давид Виннер пожаловался на высокие цены на билеты в театр. Что в государственных театрах стоимость билетов варьируется в пределах 10-15 тысяч рублей, а то и больше. И речь идет вовсе не о вип-местах. Для среднестатистического человека это баснословные суммы.

Николай Петрович признался, что уже раз пять поднимал эту тему в депутатском корпусе. «Каждый раз мне приходится напоминать одно и то же, подталкивая депутатский корпус к пониманию этого. А мысль простая: культура и рынок - понятия не совместимые. У нас абсолютно разные задачи. У культуры - поднимать дух нации, гармонизировать, просветлять, окрылять, устремлять к Господу. А у рынка - делать деньги», - пояснил Бурляев.

О современном кинематографе

Некоторые люди говорят о том, что сегодня нет таких талантливых режиссеров, сценаристов, артистов, какие были в советские времена. Бурляев не согласен с этой точкой зрения. По словам Николая Петровича, в течение последних трех десятилетий на кинофорум «Золотой Витязь» поступало огромное количество достойных внимания картин. Другое дело, что их не пустили в прокат, не показали широкой аудитории. Бурляев надеется на то, что вскоре все изменится и что достойные внимания фильмы будут транслироваться.

Николай Петрович признается, что не сотрудничает с зарубежными актерами и режиссерами. Он считает, что уровень наших кинематографистов, актеров намного выше, нежели у западных коллег.

О сотрудничестве с Никитой Михалковым

Долгое время Бурляев занимался общественной деятельностью и не выступал на театральной сцене. Но недавно решил сделать исключение. Он стал играть в спектакле Никиты Михалкова «12». Репетиции продолжались полгода. Николай Петрович признается, что за это время полюбил репетиции как таковые, поскольку ранее относился к ним негативно. А все потому, что ему было интересно наблюдать за работой Михалкова. По словам Бурляева, этот режиссер привел его образ в спектакле к тому, чем он занимается всю свою жизнь, поэтому он чувствует себя в постановке максимально комфортно и получает удовольствие.

О фильмах со своим участием

Бурляев признается, что всегда относился к себе скептически. После пересмотра той или иной киноленты со своим участием приходил к выводу, что можно было бы сыграть и лучше. Но вот недавно Николай Петрович пересмотрел картину «Иваново детство» и сделал вывод, что сегодня не смог бы так сыграть. Это первый раз, когда артист себя оценил высоко.

О преподавательской деятельности

Бурляев ведет параллельно в двух городах курс авторской режиссуры продолжительностью в два года. Он преподает во ВГИКе и в Ярославле. Иногда Николай Петрович задумывается над тем, что же он может дать всего за два года начинающим режиссерам? Как может донести все, что необходимо для реализации в этой сфере? Бурляев признается, что сейчас его выпускники присылают ему готовые работы и он с удивлением обнаруживает, что его ученики уловили всю ту суть, которую он стремился до них донести, к чему призывал.

«Я показывал им, что режиссура - это не гламур, не успех. Это крестный путь», - поясняет знаменитость.

Николай Петрович вспомнил о том, как в свое время пришел к Тарковскому, чтобы тот дал ему рекомендательное письмо, и сказал, что планирует уходить в режиссуру. Тогда Тарковский воскликнул: «Зачем ты это делаешь? Зачем туда идешь? Ведь режиссура — это Голгофа». Но Бурляев чувствовал, что может творить и что ему есть, что показать зрителям.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Следите ли вы за жизнью и творчеством Николая Бурляева?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.