Любовь к родине превыше всего: о чем долгожданная военная драма “Воздух” (+ трейлер)

В апреле на телеэкраны вышла долгожданная военная драма «Воздух», в которой в качестве режиссера выступил Алексей Герман-младший. Съемки он начал еще до пандемии коронавируса. Действие разворачивается в 1942 году. Советские войска терпят одно за другим поражения на фронте. Ленинград переживает блокаду. Потери Красной армии становятся настолько катастрофическими, что на войну призывают молоденьких девушек, неопытных летчиц. В главных ролях снялись Анастасия Талызина с Аглаей Тарасовой, Кристиной Лапшиной и Сергеем Безруковым.

Каждый вылет мог стать последним

По сюжету, Кате с Женей и Машей предстоит служить в подчинении у подполковника Алексея Астафьева. Опытная Рита служит для девчонок примером, она принимала участие в войне с финнами. Самолеты Красной армии оснащены слабыми двигателями, радио неисправно. Есть опасность, что каждый вылет будет последним.

Сначала летчики-мужчины выказывают презрение к коллегам противоположного пола, предлагая им варить борщи на полевой кухне. Но смелые летчицы доказывают свою боеспособность, умело управляя самолетами.

Режиссер показал реалистичную картину

Фильм отличается большим количеством воздушных боев, снятых с различных ракурсов. Внимание к деталям дает возможность полного погружения в противостояния советских и немецких асов.

Сцены боев, маневры, фигуры высшего пилотажа сняты весьма эффектно. Лица летчиц, покрытые испариной, показаны крупным планом. Мастерски передана широкая палитра эмоций, испытываемая находящимися за штурвалом девушками от страха, боли, отчаяния до ненависти и надежды.

Алексей Герман стремился максимально сосредоточить внимание аудитории на главном, на трагической судьбе молодых летчиц, сражающихся со страхом и постоянно рискующих жизнью. Картина, которая выглядит приземленной и реалистичной, держит зрителей в напряжении.

Вот как о своем фильме рассказал режиссер:

Для нас было важным не только создать глубокий, эмоциональный и интересный фильм, но и максимально передать ощущение документальности происходящих на экране событий, чувства пилотов в кабинах самолетов, аэродромный быт и искренность чувств. Большую часть фильма мы посвятили сценам боев, и горжусь тем, что нам удалось снять их с максимально возможной подлинностью.

Кастинг отличался большой тщательностью

Алексей Герман-младший также рассказывал, что работая над проектом, очень тщательно подбирал актеров не только на главные роли, но и на второстепенные, а также тех, кто участвовал в массовке. Были задействованы не только профессиональные артисты, но и курсанты, обучающиеся в заведениях МЧС и МВД. Режиссер считает, что они больше напоминают солдат времен ВОВ.

Иногда приходилось осматривать около полутора тысяч человек при отборе пятидесяти тысяч с подходящими лицами, с правильным взглядом. На экране хорошо виден результат проделанной работы. Массовку нельзя назвать безликой. Даже те персонажи, которым отведено несколько минут времени и пара реплик, отличаются ярким характером, за которым можно увидеть непростую судьбу.

Порой первое появление персонажа на экране от его гибели отделяет очень короткий промежуток времени, но каждая смерть является не проходным событием, а значимой потерей.

Тема памяти стала рефреном картины

Через весь фильм красной нитью проходит тема памяти. Со временем «стайка» летчиц заметно поредеет, останется лишь несколько девчонок. Обожженные войной, в редко выпадающие минуты отдыха они будут размышлять о том, вспомнят ли о них, воевавших и умиравших за Родину, в мирное время.

Алексей Герман, сняв эту картину, как раз и старается сохранить эту память. Он попытался за два с половиной часа охватить множество военных событий, вместить истории нескольких десятков людей, боль, испытанную несколькими поколениями советских граждан.

По мнению некоторых критиков, обилие событий и диалогов превращает фильм в довольно пестрое полотно. Так, Женя передвигается по разным фронтам. Это показано, чтобы осветить жизнь в блокадном Ленинграде, действия партизан, бои в Сталинграде.

И хотя каждый эпизод, будучи снятым профессионально, вызывает в душе отклик, к сожалению, вместе они не всегда складываются в цельное полотно, не дополняют друг друга. Это приводит к тому, что ближе к окончанию фильма зритель устает, и его эмоциональная реакция притупляется.

Анастасия Талызина была убедительна

В середине повествования главным персонажем становится Евгения, девушка, у которой трагическое прошлое. Ее отец был летчиком и как-то выразил письменное недовольство тем, что двигатель самолета работает неисправно. Его объявили врагом народа и расстреляли, как и маму Жени. Она была вынуждена отказаться от родителей, сменила фамилию и жила в приемной семье.

Сложносочиненную историю героини, в которой множество переменных, на своих хрупких плечах вынесла молодая артистка Анастасия Талызина. В прошлом году зрители увидели ее в «Кентавре» в образе женщины легкого поведения. А также в «Императрицах» в роли Елизаветы Петровны в юности.

Роль молодой летчицы, психика которой изломана, которая запуталась в себе, Талызина смогла сыграть убедительно. Некоторые высказывают мнение, что создатели картины несколько перегнули палку с детскими травмами, превратив Женю в великомученицу, пережившую немыслимые страдания каким-то чудом.

Однако Талызиной своей игрой удалось сгладить сценарные углы, благодаря чему ее героиня не превратилась в лицо, смотрящее на нас с агитплаката. По словам актрисы, она прочувствовала боль Евгении, пропустив через себя эту сложную роль. Переживания героини она передала уголкам губ и дрожью ресниц. И здесь полностью оправдалась ставка режиссера на обилие крупных планов.

Подобное не должно повториться

В 1942-м летчицы не задумываются о победе, они защищают Ленинград. Ежедневно их самолеты подбивают фашисты, гибнут боевые товарищи. Ближе к финалу картины, в 1943 году, когда Красная армия стала уверенно гнать фашистов с советской земли, к выжившим героям приходит осознание того, что любовь к родине превыше всего.

Они понимают, что есть необходимость отдать свои жизни для того, чтобы смертей стало меньше. А те, кому повезет остаться в живых, должны сохранить память о войне, о погибших товарищах и донести ее до будущих поколений. А также донести убежденность в том, что подобное никогда не должно повториться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вас заинтересовал сюжет фильма "Воздух"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.