"Двадцать второго июня, ровно в четыре часа...": в свое время текст этой песни сочли недостойным для публикации в сборнике поэзии о Великой Отечественной войне, а ее автор, Борис Ковынев, так и не получил должного признания

Авторы песни, которую многие считают народной, - польский композитор Ежи Петербургский и поэт Борис Ковынев. Музыка была написана еще в 1940 году (это знакомый всем мотив песни "Синий платочек"). Слова же Борис Константинович написал в первые дни войны - его вдохновила на это полюбившаяся мелодия. Есть несколько версий музыкального произведения, но первые строчки песни "22 июня, ровно в четыре часа..." знакомы, пожалуй, каждому жителю нашей страны, выросшему в Советском Союзе.

Непризнанный самородок

Имя Бориса Константиновича Ковынева, уроженца Полтавской губернии, сегодня мало кому известно. Между тем с его произведениями советские люди познакомились еще до войны. Поэт получил литературное образование, был хорошо знаком с Горьким, который рекомендовал сборник с его произведениями к публикации. Стихи к песне "Стальная эскадрилья" (или "Авиамарш"), которую перед войной почти каждый день передавали по радио, тоже были написаны Ковыневым. Почему же мало кто знает о том, что песня, впервые прозвучавшая по радио уже 29 июня 1941 года, также его творение? Ведь даже в "Энциклопедии советской песни" о ней было написано, что слова народные.

Песня, не достойная внимания

Действительно горько, что автор строк песни, считавшейся народной (а это одно из важных свидетельств признания заслуг простыми людьми), так и не получил поддержки у собратьев по перу. А ведь возможность сказать об этом была.

Сергей Красиков, поэт-песенник, рассказывал, что будучи уже в преклонном возрасте, Борис Константинович приходил в редакцию известного литературного альманаха "Поэзия" - Красиков тогда входил в состав редколлегии - с полным текстом стихотворения. Была у него и вырезка из старой фронтовой газеты, опубликовавшей когда-то слова полюбившейся всем песни - под ней стояло его имя. Борис Константинович предложил разместить стихи в альманахе - в разделе, посвященном произведениям, родившимся в годы ВОВ. Однако получил отказ.

Члены редколлегии посчитали, что стихи очень примитивны для публикации в таком журнале. Они не учли того, что слова рождались буквально на ходу. Это была оперативная реакция человека на те страшные события, свидетелем которых он стал. Но, как бы то ни было, эти слова подхватили миллионы! Песню запели! Она так полюбилась советским людям, что никто даже не задумывался о том, что у трогавших душу слов есть автор. Один из полярников, хорошо знакомый с Ковыневым, вспоминал, что узнал об этом от самого поэта только через два года после того, как они начали тесно общаться. И испытал изумление. Он тоже всегда думал, что песня действительно народная.

Сам Борис Константинович принял отказ редакции смиренно, настаивать на своем не стал.

В заключение

Борис Ковынев покинул этот мир в 1970 году. Последние годы жизни он проводил в основном в одиночестве, так как тяжело болел. Друзья навещали редко. Сам он ходить не мог. Несмотря на то что являлся членом Союза писателей, никакой помощи от этой организации ни разу не получил. За поэтом ухаживала только его супруга Елена Борисовна, которой отказали в оформлении пенсии по уходу за больным. Явление в нашей стране, к сожалению, не редкое.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Известно ли вам имя этого поэта?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.