Как некоторые бабочки меняют размер глазчатых пятен на крыльях? Новое исследование

Мы все привыкли к тому факту, что рисунок на крыльях у бабочек никогда не меняется. Они получают его с самого вылупления из кокона, и он остается с ними до конца их жизни. Но некоторые бабочки могут изменять размер своих глазчатых пятен на крыльях. Как и зачем они это делают? Расскажем ниже об интересном исследовании ученых, изучавших африканских сатиридов.

Как африканские бабочки меняют размер своих глазчатых пятен?

Ученые выяснили, что африканская бабочка-сатирид способна менять размер своих глазчатых пятен на крыльях. Для этого ее организм запускает целую совокупность физиологических и молекулярных реакций. Появились они у бабочек далеко не сразу: ученые предполагают, что их эволюция заняла миллионы лет.

На размер глазчатых крыльев влияет температура воздуха. Ее скачки влияют на изменение уровня гормонов в тельцах насекомых. Обычно пятна на крыльях используются для защиты от нападения хищников. Но эти бабочки-сатириды преимущественно обитают на территориях, прилегающих к пустыням. В сухой сезон глазчатые пятна, наоборот, привлекают к ним излишнее внимание хищников. Поэтому под воздействием высоких температур они изменяют их окрас, полностью сливаясь с песком.

Только африканские сатириды способны на такую трансформацию

Пока ученые заметили эту уникальную особенность только у одного вида бабочек. За миллионы лет эволюции их тела попытались адаптироваться к непростым условиям жизни в пустыне. Высокая температура провоцирует выработку гормона 20E. Из-за этого клетки, чувствительные к нему, активизируются, уменьшая размер глазчатых пятен.

Ученые проверили реакцию и других видов бабочек, обитающих на территориях, которые прилегают к пустыне. В эксперименте были задействованы и те насекомые, которые не имели глазчатых пятен. Но другие виды никак не отреагировали на критическое изменение температуры.

Как проводилось исследование?

Чтобы доказать гипотезу об изменении глазчатых пятен и окраски бабочек, ученые вырастили особей из 13 видов сатиридов. Коконы были условно поделены на две части: одни из них росли при высоких температурах, другие - при низких. Выяснилось, что первые при рождении имеют более мелкие глазчатые пятна. Соответственно, температура действительно влияет на размер узоров крыльев у многих видов. Но после вылупления из кокона такие бабочки не могут больше изменять глазчатые пятна. Чтобы подтвердить это, ученые проводили терапию гормоном 20E, чтобы посмотреть на реакцию насекомых. И только африканские сатириды начали изменять размеры своих глазчатых пятен.

Что вы думаете об этом исследовании ученых?