У ребенка нет друзей: что делать родителям (и стоит ли вообще тревожиться)

Ваш ребенок растет, но родительский дом остается единственным местом, где он свободно общается. У него нет друзей, его не зовут на праздники, за ним не забегают друзья. Порой ситуация решается сама собой, а порой время идет, а он так и продолжает ходить один. Нужно ли паниковать в такой ситуации? И что делать, чтобы помочь своему ребенку найти себе подходящую компанию.

Дошкольное детство

Маленькому ребенку гораздо важнее контакт со значимыми взрослыми. Сюда входят не только родители, бабушки и дедушки, это могут быть врачи, воспитатели детского сада. Общение с ними - это создание определенных паттернов, моделей, на которые ребенок будет опираться в будущем, перенося этот опыт на взаимодействие со сверстниками.

Все контакты между детьми в дошкольном возрасте кратковременные, нерегулярные. Между ними не складывается особой привязанности. Поэтому если вокруг дети то ссорятся, то мирятся, а ваш все больше проводит время в одиночестве, возможно, это его способ присмотреться, выбрать свою стратегию взаимодействия и просто определить, с какими именно людьми ему будет комфортно общаться.

Сейчас от родителей требуется по большому счету только одно - предоставлять ребенку возможности для взаимодействия. Если он не ходит в детский сад, то записать на развивающие кружки, в спортивную секцию, где у него будет возможность не только получить новые знание и навыки, но и среду для неформального общения. Будьте рядом, подсказывайте и ободряйте, не акцентируя внимания на том, что у Вани 10 друзей, а у него ни одного.

Школьный возраст

Переход в школу - это значимое событие в жизни каждого ребенка. Он взрослеет, получает важные знания и улучшает коммуникативные навыки. Теперь общение становится более осознанным. Отношения с одноклассниками становятся более важными, но общение чаще происходит под контролем родителей или педагогов. В этот период взрослые могут понаблюдать, как ребенок общается с другими, насколько он тянется к ровесникам и старается строить с ними отношения. Это даст вам материал для размышлений. В начальной школе у детей может и не быть близких друзей, поскольку общаются они зачастую формально.

Если ребенок совсем не общается с ровесниками, это не повод для паники, но важно оценить, как это происходит. Его отвергает коллектив (оценивая внешность, одежду, национальность, физические дефекты) или он сам сторониться других ребят? И то и другое может стать поводом беседы со школьным психологом и педагогом. Если первый случай важно рассматривать со всей тщательностью и искать варианты решения, то второй нельзя назвать столь критичным. Возможно, у вас просто растет интроверт, которому комфортнее в своих размышлениях, чем в шумной компании.

Почему с ребенком не хотят дружить

Несмотря ни на что, родители первоклассника разу заметят, если отношения в классе не складываются. Он ничего не рассказывает из своей школьной жизни, не отпрашивается после школы в гости к ребятам и сам никого не приводит. А когда там ждут только скучные уроки, когда некому рассказать про новую игрушку и обсудить мультфильм, мотивация ходить в школу постепенно снижается. Вы знаете этот феномен и по себе, когда на работе сплоченный коллектив, каждое утро идешь, как на праздник.

В отсутствии друзей не всегда виноват плохой класс, поэтому не торопитесь переводить ребенка в другую школу. Там тоже будет адаптация и необходимость строить взаимоотношения. Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребенку неудобно говорить. Это низкая самооценка, которая рождается в семье, при избыточном давлении или гиперопеке. Ребенку сложно заводить друзей, если родители слишком сильно стараются оградить его от всех разочарований этого мира. Родители сами того не замечая, заставляют ребенка отказываться от общения: «Это плохой мальчик, он тебя научит гадостям», «С этой девочкой не играй, я с ее мамой поссорилась», когда такие комментарии становятся ежедневными, ребенок привыкает к тому, что мир опасен.

Коммуникативные навыки и личность ребенка

Общение - это процесс, в котором принимают участие как минимум две стороны. С одной стороны - коммуникативные навыки самого ребенка. Если он не смог приобрести и развить их в раннем детстве (закрытая семья, ограниченность контактов) естественным образом затрудняют поиск друзей. Но обычно, попадая в новую среду (детский сад, школа), ребенок постепенно адаптируется и его коммуникативные навыки совершенствуются.

Воспитание ребенка и конечный его результат, то есть сформированные черты личности, тоже играют не последнюю роль. С одной стороны, это может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, с другой стороны избалованность, которую ребенок проецирует на отношения с окружающими. Конечно, это не вызывает большого восторга у сверстников.

Причин того, что ребенку некомфортно в коллективе и с ним не хотят дружить довольно много. И оставлять это без внимания нельзя. Скоро наступит подростковый возраст, когда общение со сверстниками выйдет по важности на первый план и родители не смогут компенсировать эту нехватку. Поэтому держу руку на пульсе, мы сможем своевременно отреагировать и мягко скорректировать проблемы.

Школьные друзья и родители: зачем ребенку и то, и другое

Тепло, любовь и принятие дома — это то, что нужно вашему ребенку, чтобы учиться и расти. Это та гавань, которая дает уверенность в себе, своих силах, будущем. И если здесь отношения с ребенком построены правильно, то и в детском саду и в школе он безболезненно переживет все ссоры с ребятами, найдя себе верных друзей.

Что вы можете сделать, если ребенок расстроен из-за ссоры с другом? Не обвинять и не ругать ни одного, ни другого. Попробуйте поговорить, разобраться, спросить его о том, что он чувствует. Так вы поможете отреагировать чувства и справится с ними.

Как поддержать дружеские отношения ребенка: советы

Встречи и приключения вне школы становятся отличным способом познакомиться ближе и завязать новые отношения. Предложите ребенку выбрать, кого бы он хотел пригласить к себе домой. Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут детям наладить контакт:

  • Приготовьте для них перекусы. Это поможет им успокоиться и начать беседу.
  • Расскажите, какие комнаты они смогут использовать для игр.
  • Будьте доступны, если им потребуется помощь.
  • Помогите подготовить игры, которые увлекут всех.

Можно подготовить сувениры, чтобы закончить вечер на приятной ноте. Завтра, встретившись в школе, они смогут вспомнить приятные моменты и обсудить их.

Когда вашему ребенку нужна помощь

Если вашему ребенку трудно дается общение, вряд ли одна вечеринка решит все проблемы. Но есть несколько вещей, которые вы можете попробовать:

  • Встречая на улице детей, вы можете стимулировать ситуацию знакомства самостоятельно. Подойдите, поздоровайтесь и представьтесь. Пусть ребенок увидит, что это просто и совсем не страшно.
  • Дети часто заводят игры. Поговорите с ребенком, интересно ли ему то, во что играют одноклассники, знает ли он правила. Возможно, стоит научить его новым играм, про которые он расскажет одноклассникам.
  • Запишите ребенка в кружки по интересам, возможно, ему там будет проще найти общий язык.

Неприятности случаются: что делать

Проблемы случаются у всех детей. Самые общительные дети ссорятся с другими и переживают по этому поводу. Разговор с ребенком дает вам возможность услышать о том, что происходит. Конечно, он может как с радостью поделиться происходящим, так и вовсе отказаться разговаривать. Тогда дайте ему понять, что он может подойти к вам в любой момент.

Если вы подозреваете, что ребенок подвергается издевательствам, вы должны вмешаться, никто не заступиться и не объяснит происходящее так, как мама или папа. И наконец, если вас беспокоит, что ребенка могут научить плохому, просто учите его самостоятельно делать выводы и думать, независимо от того, что говорят друзья.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как бы вы поступили, если ребенок бы жаловался, что с ним не хотят дружить?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Мне кажется, что статья годная, но я бы тщательнее проверила ее на написание -тся/-ться, а то из за таких погрешностей критическое отношение к написанному повышается.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.