Это приводит к разобщенности: почему не нужно наказывать ребенка за плохие оценки и как ему помочь повысить успеваемость

Если ребенок начинает получать плохие оценки в школе, это всегда расстраивает родителей. Такая реакция понятна, но не спешите наказывать подростка. Нужно разобраться в причинах ухудшения учебы, ведь оценки могут быть "симптомом" проблем в школе. И даже если это не так, наказывать за двойки нельзя, и тому есть сразу несколько причин.

Не отождествляйте детей со взрослыми

У каждого в жизни должны быть свои обязанности. Но даже взрослые не всегда сразу получают наказание за проколы. Да, работников отстраняют и оставляют без премии за невыполнение требований, но сделать это не так-то просто. Есть законы, которые защищают сотрудников. Почему же родители сразу спешат осудить и наказать подростка, успеваемость которого понизилась?

Оценки в школе становятся одной из самых основных причин конфликтов в семьях с подростками. Но наказывать их в целом – не лучшая идея. Это подвергает риску слишком важные вещи и не приносит ничего положительного. Ответственный ребенок и сам переживает не меньше вас. Вот почему наказывать за оценки – плохая идея.

Это неэффективно

Если бы наказания были эффективными, детей наказывали бы только один раз. Больше бы этого не потребовалось, они сразу стали бы послушными, старательными. И все же опыт любого, кто приблизился к образовательному миру, противоположен: самые деструктивные дети и подростки снова и снова получают наказания. И никакого толку.

Более того, дети привыкают к наказаниям и меньше всего боятся их. Они либо просто игнорируют ваши действия (крики, нотации), либо отвечают на них агрессией. Задумайтесь: почему вы наказываете ребенка за оценки? И главное, что вам это даст? Наивно думать, что лишенный подарков на Новый год ребенок лучше сдаст следующие экзамены.

Это приводит к утрате эмоциональной связи

Любое наказание приведет к разрыву связи между вами и вашим подростком. Но наказание в виде лишения подарков или какой-либо обещанной награды, самое жесткое. В нашем обществе дарение – это один из языков любви. Поэтому в подарке важны не деньги, которые вы тратите, или конкретный предмет, который вы покупаете.

Ребенку важно время, которое вы посвятили размышлениям о нем, о его вкусах, его предпочтениях. Если вы отказываете своему подростку в том подарке, о котором он мечтал, это все равно как если бы вы сказали: "Мне на тебя наплевать". Подарки, как и любовь, не должны быть валютой.

Это стимулирует чувство обиды и желание отомстить

Подростки воспринимают наказание как несправедливость. И многие из них отреагируют способом, который им кажется очень логичным: отомстить. Какую месть они выберут? Это просто. Сообщение, которое получил ваш подросток, звучит так: "Для меня больше всего в тебе важны твои оценки, а не ты сам".

Поэтому не удивляйтесь, если в дальнейшем результаты вашего ребенка в школе только ухудшатся. Посредством этих результатов он посылает вам очень четкий сигнал: "Вы оставили меня без чего-то, что имело для меня значение, я оставляю вас без чего-то, что имеет значение для вас – без моих хороших оценок".

Единственная альтернатива наказанию – это изменение мировоззрения ребенка. Подростков наказывают за плохие оценки, как если бы они были их сознательным выбором. Но это далеко не всегда так. Плохая успеваемость может скрывать под собой разные проблемы подростка, и ваша задача в этом разобраться.

Отрыв от учебы

Возможно, ваш сын или дочь терпят неудачу, потому что не понимают смысла учебы, не способны интегрировать ее в свою жизнь. У них попросту нет своей большой цели. Отсутствие плана на будущее или ощущение, что этот план недействителен, поскольку не соответствует мечтам общества об успехе, может вызвать демотивацию.

Отсутствие стимула обычно приводит к плохим академическим результатам и, как следствие, к низкой самооценке. У ребенка возникает убеждение, что он "не способен", что у него ничего не выйдет. А при низкой самооценке возникает ощущение, что даже хорошего плана на будущее недостаточно. Это состояние, из которого можно выбраться только с посторонней помощью.

Психологические или личные проблемы

Иногда плохие оценки являются симптомом более глубокой проблемы, о которой взрослые не подозревают. Если ваш подросток не очень хорошо проводит время в школе, если он не чувствует себя принятым или любимым или если над ним издеваются, это не даст ему нормально учиться.

Возможно также, что плохие результаты — это лишь верхушка айсберга особых потребностей (дислексия, дефицит внимания), которые остались незамеченными. Или, возможно, у вашего ребенка есть другие психологические проблемы, такие как расстройство пищевого поведения или депрессия, из-за которых он не может учиться должным образом.

Трудности с системой образования

Ориентироваться в системе образования непросто, и некоторым детям требуется больше поддержки, чем другим. Возможно, привычки и методы обучения вашего сына или дочери не подходят им. Особенно это актуально во время перехода из начальной школы в среднюю.

Или, возможно, есть что-то более глубокое: ваш ребенок на некоторое время задержался в обучении и достиг точки, когда эта задержка не позволяет ему выйти на должный уровень. Что же делать, если ваш ребенок получает плохие оценки? Обязательно выясняйте настоящую причину. Потому что важно не то, что произошло, а то, что произойдет.

Что делать и как помочь ребенку?

Проанализируйте, что произошло с ребенком при первой плохой оценке. Она не "упала с неба", она является результатом множества решений, принятых с момента начала учебы. Анализируя школьные результаты вашего ребенка, сосредоточьтесь на прогрессе. Если тройка была получена после прошлой двойки – это хорошо, а не плохо.

Помните, что вам всегда следует объединяться с учителями. Они видят поведение вашего сына или дочери в классе и знают, как они развиваются. Поэтому не стесняйтесь прислушиваться к тому, что они вам говорят, или пробовать любые рекомендации, которые они вам могут дать.

Составьте план действий

Когда вы составляете план со своим подростком, очень важно быть предельно честным, особенно в отношении времени. Бесполезно говорить: "Будем с тобой заниматься пять часов в день", если вы знаете, что не сможете это выполнить. Не ставьте целью сразу получить пять после двойки – это нереально. Ребенок быстро потеряет мотивацию.

Смысл в том, чтобы распределить и оценить усилия ребенка. Если школа не является самым важным для него, возможно, стоит договориться. Потребуйте минимальных обязательств, чтобы подросток мог посвятить свое время тому, чем он увлечен. Чем более реалистичным будет ваш план, тем больше вероятность, что ребенок продолжит достигать успехов в учебе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вас в детстве наказывали за плохие оценки?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.