Утечка данных происходит по двум причинам. Первая — это атака хакеров с целью кражи информации клиентов крупных корпораций. Вторая — человеческий фактор. Например, когда программисты не заметили неисправностей в системе и тем самым случали допустили утечку данных. Либо халатность сотрудников, теряющих анкеты своих клиентов с конфиденциальной информацией.
Разбираемся, что делать в случае утечки информации своих персональных данных, а также рассматриваем особенности законопроекта, который могут утвердить в ближайшее время.
Жалоба в Роскомнадзор
Для начала разберемся, какие действия можно предпринять сейчас, если вы обнаружили утечку конфиденциальных данных. Первый способ — это подача жалобы непосредственно в Роскомнадзор. Именно эта организация следит за соблюдением законодательства о защите данных.
Подайте жалобу, указав в документе, где и с кем вы подписали договор, а также какие нарушения зафиксировали со стороны исполнителя. Роскомнадзор начнет проверку. Если утечка данных будет подтверждена, то организацию оштрафуют на 100 тысяч рублей. Но нужно понимать, что эти деньги получает не пострадавший клиент, а государство. Клиента же проинформируют о том, что виновники наказаны.
Судебный иск
Можно попытаться решить проблему с помощью суда. Но в таком случае вам необходимо будет предоставить веские доказательства вины организации, с которой вы заключили договор и которая допустила утечку данных. Даже в случае выигрыша дела рассчитывать на крупную компенсацию не приходится.
Например, однажды одна управляющая компания огласила сумму долга собственников одной из квартир. Те подали в суд и потребовали компенсации в 100 рублей каждому. Однако в результате судебных тяжб каждый собственник получил от управляющей компании компенсацию в одну тысячу рублей.
Бонусы вместо денег
На практике получается, что запятнавшие репутацию организации, допустившие утечку данных, не торопятся давать денежные компенсации пострадавшим клиентам. В связи с этим на рассмотрении у чиновников появился законопроект. Он предусматривает, что пострадавшие получат от компаний, допустивших утечку данных, те или иные бонусы. Например, скидки на услуги. Допустим, мобильный оператор обнародовал данные клиента. Тогда в качестве компенсации клиент получает выгодный тарифный план или бесплатное пользование услугами связи на обозначенный период.
Связь через «Госуслуги»
Если новый законопроект утвердят, тогда пострадавшие смогут оставить заявки на получение компенсаций через портал «Госуслуги». Им будет давать определенный промежуток времени с момента выявления утечки данных, когда можно подать жалобу и претендовать на те или иные бонусы от поставщика услуг.
При этом рассматриваются в первую очередь пострадавшие от массовой утечки данных. Как, например, не так давно, популярный сервис доставки еды случайно допустил обнародование конфиденциальных данных своих клиентов в Интернете. В открытом доступе оказалась информация с номерами телефонов, домашними адресами, электронными почтами людей, оформлявших заказы через сервис доставки еды. Вот в таких случаях в будущем пострадавшие смогут подать заявку через «Госуслуги». Виновная организация предложит ту или иную компенсацию. Если с такой компенсацией согласятся две трети пострадавших, тогда к организации будет применен понижающий коэффициент при определении суммы штрафа.
В данном случае портал "Госуслуги" является как бы третьей нейтральной стороной, своего рода посредником между поставщиками услуг и потребителями. Новый законопроект является весьма перспективным, поскольку упрощает взаимодействие между обеими сторонами конфликта.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание