А может ли психолог критиковать своего клиента? И как правильно реагировать, если специалист позволяет себе такое

К сожалению, иногда даже профессиональные психологи могут проявлять неуважение к клиенту, высказывая резкую критику. Но правильно ли это? Имеет ли психолог право критиковать своего клиента? Разберемся ниже.

Психолог критикует клиента: допустимо ли это?

Критиковать клиента психологу категорически нельзя - это грубое нарушение профессиональной этики.

Прежде всего, клиент обращается за помощью и поддержкой, он находится в уязвимом положении. Любая критика или осуждение только усугубят его страдания. Задача психолога - создать атмосферу доверия, принятия, сочувствия. К тому же, критикуя, психолог демонстрирует свое превосходство, ставит себя на позицию судьи. Это разрушает равноправные партнерские отношения между специалистом и клиентом.

Критиковать клиента нельзя ни в ком случае, и вот почему:

  1. Это нарушает доверительные отношения между психологом и клиентом. Критика порождает обиду, страх, закрытость, желание прекратить консультации.
  2. Клиент обращается за поддержкой и помощью в решении своих проблем. Критика лишь усугубит эти проблемы. Задача психолога - понять, сочувствовать и направлять.
  3. Критика основана на субъективном мнении психолога, его ценностях и представлениях. Она необъективна и может быть ошибочной.
  4. Критикуя клиента, психолог ставит себя выше него, демонстрирует превосходство. Это неэтично. Они должны быть равны как партнеры по общению.
  5. Существуют более эффективные способы донести свое мнение до клиента - через наводящие вопросы, мягкие советы, обсуждение альтернатив.

Сама по себе критика субъективна и необъективна, так как основана на личных взглядах и убеждениях психолога. Она может быть ошибочной и даже вредной. Гораздо эффективнее не критиковать напрямую, а задавать наводящие вопросы, обсуждать альтернативы поведения. Это позволит клиенту глубже осознать себя и свои модели.

Таким образом, профессиональный психолог никогда не будет критиковать или оценивать клиента. Его роль - быть внимательным и отзывчивым проводником на пути самопознания.

Но что делать, если вы столкнулись с подобным отношением специалиста? Прежде всего, не спешите обвинять себя. Ваши чувства важны. Относитесь к ситуации с достоинством, но без излишней конфронтации. Ниже мы дадим несколько советов о том, как правильно отреагировать.

Не воспринимайте критику как личное оскорбление

Слова критики со стороны психолога могут показаться вам несправедливыми и даже унизительными. В такие моменты легко расстроиться и обидеться.

Однако постарайтесь не принимать критические замечания на свой счет. Ведь психолог - тоже человек, у него мог вырваться неосторожный комментарий, он мог неправильно сформулировать или не до конца продумать мысль.

Возможно, если спокойно поговорить, выяснится, что на самом деле он имел в виду совсем не то, что вы подумали сначала. Поэтому очень важно дать шанс на объяснение, а не замыкаться от обиды. Попробуйте мысленно абстрагироваться и посмотреть на ситуацию со стороны. Скорее всего, критика прозвучала резко, но ее можно обратить в конструктив.

Спокойно уточните, в чем именно заключается критика

Когда психолог высказывает в ваш адрес критическое замечание, очень важно разобраться: а в чем, собственно, суть претензии? Иногда бывает, что слова специалиста мы воспринимаем пристрастно, через призму эмоций. Кажется, что критика несправедлива и унизительна.

Однако, если спокойно переспросить и попросить разъяснить точку зрения, окажется, что психолог имел в виду совсем не то, что вы подумали изначально. Просто он не совсем корректно сформулировал мысль.

Уточните также, на чем основана критика, какие аргументы у психолога. Это поможет вам объективно взглянуть на ситуацию и понять, в чем вы правы, а в чем ошибаетесь. Конструктивный диалог - лучший способ разрешения конфликтов.

Объясните психологу свою позицию по данному вопросу

Если критика вас задела, важно найти в себе силы спокойно выразить свою точку зрения психологу. Объясните, как вы воспринимаете данную ситуацию, о чем думали, почему так поступили. Открыто поделитесь своими переживаниями по поводу услышанной критики. Это поможет специалисту лучше понять вас и ваши мотивы. Возможно, вы вместе найдете более конструктивные решения.

Если критика кажется необоснованной, можно перевести разговор в другое русло

Если даже после ваших уточнений и объяснений критика психолога все еще кажется вам несправедливой и унизительной, у вас есть полное право прервать этот разговор. Спокойно скажите, что не готовы обсуждать эту тему в подобном ключе, предложите перейти к другим вопросам или перенести консультацию. Здесь важно четко обозначить свои границы допустимого.

Подумайте, насколько этот специалист вам подходит

Если критика с его стороны звучит регулярно и при этом она вам кажется необоснованной и травмирующей, стоит задуматься, насколько этот психолог вам подходит. Возможно, ваши личностные особенности, жизненные ценности, запросы на консультации сильно расходятся. Из-за этого он вас не понимает и не может найти нужный подход.

В таком случае имеет смысл попробовать поискать другого специалиста. Того, чьи взгляды, методы, стиль общения будут ближе для вас. С кем вы сможете найти общий язык и доверительно, в атмосфере психологической безопасности поработать над своими запросами.

Не стоит мириться с ощущением, что вас постоянно недопонимают. Тот психолог, который действительно вам подходит, никогда не будет прибегать к излишней критике.

Помните, что вы имеете право на уважительное отношение

Очень важно понимать, что, обращаясь к психологу и доверяя ему свои переживания, вы абсолютно заслуживаете уважительного и доброжелательного отношения. Вы не должны терпеть пренебрежительный тон, резкость в словах или фразы, унижающие ваше достоинство. Неконструктивная критика, основанная лишь на личных симпатиях/антипатиях психолога, абсолютно неприемлема.

Психологическая помощь должна оказываться в атмосфере доверия и заботы. Вы имеете полное право пресекать любые высказывания, которые заставляют вас чувствовать себя плохо. И можете смело искать другого специалиста, который будет уважать ваши границы.

Уважайте себя и не позволяйте унижать свое достоинство. Если психолог ведет себя непрофессионально, лучше найти другого специалиста, который будет конструктивно и с сочувствием относиться к вашим проблемам. Помните, что поддержка должна давать силы, а не разрушать их. Удачи!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы считаете, имеет ли профессиональный психолог прав критиковать своего клиента?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.