Лестница умозаключений: как понимать правильно то, что вам говорят, и быть понятным

Вы когда-нибудь были озадачены тем, как кто-то другой неверно истолковал то, что вы сказали или сделали, и придал этому смысл, который вы никогда не предполагали? Или, может быть, вы пришли в ярость от чьего-то комментария или действия и сделали вывод, что кто-то пренебрегает вами?

Лестница умозаключений

Понятие "лестница умозаключений" было разработано Крисом Аргирисом в 1970 году. Оно отражает, как вы переходите от фрагмента услышанной речи и увиденной ситуации к осознанию их и делаете соответствующие выводы, которые далеко не всегда могут быть беспристрастными и правильными.

Вы переводите их в свои собственные термины и объясняете сами себе суть. Это опасно, потому что все это происходит очень быстро в вашей голове, и вы, вероятно, не подозреваете, что выбираете только некоторые данные.

Никто больше не видит ваши мыслительные процессы и не знает, через какие этапы вы прошли, чтобы прийти к своим выводам. Все, что очевидно, - это действие, которое вы совершаете в результате.

Как это работает на практике

Ваши убеждения подкрепляются данными, которые вы выбираете специально или неосознанно, и то, как вы их интерпретируете, означает, что они становятся петлей положительной обратной связи. Она запускает процесс, а не останавливает его, поэтому называется положительной и, следовательно, подтверждает то, во что вы уже верите.

Простой пример нескольких движений вверх по лестнице

Иван устраивает встречу с Мэри в кафе в 10:30. Мэри опаздывает и не объясняет почему. На самом деле она вообще не заметила, что она опоздала, так как делает это постоянно. Иван решает, что Мэри не хочет прийти вовремя, так как ценит свое время больше, чем важность встречи. Иван приходит к выводу, что не нужно встречаться в будущем, так как очевидно, что Мэри явно не хочет его видеть.

Когда Мэри предлагает встретиться на следующей неделе, он придумывает какую-нибудь отговорку. В конце всего этого Мэри видит, что Иван не хочет встречаться снова. Она может подумать, что ее общество неинтересно.

Причин, по которым Мэри опоздала, может быть множество: возможно, встреча с врачом, транспорт или свойство характера. Тем временем Иван уже обиделся и решил не продолжать отношения.

В кафе Иван может случайно встретить одноклассницу, которая сядет на минутку за его столик, чтобы поздороваться. Опоздавшая Мэри может сделать вывод, что ее уже не ждут, и уйти.

В большинстве случаев вы даже не будете знать об убеждениях и предположениях, лежащих в основе вашего выбора данных и сделанных вами выводов. Они могут быть сделаны на основе информации, полученной в далеком детстве, которая могла быть усвоена в похожей ситуации, но все-таки в другой, поэтому и решение будет неправильным.

Если в школе вы испытывали притеснения от одноклассников, то увидев, что знакомые девушки смеются за вашей спиной, подумаете, что они обсуждают вас, хотя они вспоминали вчерашнюю вечеринку.

Избегайте восхождения по лестнице умозаключений

Что вы можете сделать, чтобы избежать подъема по лестнице умозаключение или помочь другим не делать этого?

Прежде всего, вы должны понимать то, что вы всегда будете делать выводы из чужих слов и поступков, основываясь на вашем прошлом опыте. Так устроены люди.

Если бы мы не использовали прошлый опыт для толкования событий, мы совсем бы потерялись. Таким образом, проблема заключается в том, чтобы опираться на опыт, но не делать предположений о поведении и мыслях других или научиться проверять свои догадки.

Есть по меньшей мере три способа, которыми вы можете воспользоваться, чтобы улучшить способ общения и избежать ситуаций недопонимания. Вы можете:

  1. Постараться лучше понять ход своих собственных мыслей.
  2. Убедиться, что другие понимают ход ваших мыслей и аргументацию.
  3. Задавать вопросы другим о том, что они думают, и проверять свои предположения.

Рассматривая свои собственные мыслительные процессы, будьте осторожны, особенно с теми частями информации, которые вы принимаете как должное. Вероятно, они глубоко укоренились в вашей системе убеждений, и стоит остановиться, чтобы проверить, являются ли они правильными, при этом может выясниться, что другие считают верным обратное.

Проверка взаимопонимания с помощью вопросов

Неплохо задавать уточняющие вопросы: "Я слышал, что вам нравится эта вещь, Вы согласны? А что думают другие?». Есть три основных типа проверки. Вы можете запросить данные открытым способом, проверить свои предположения или просто записать их.

Иван мог бы спросить у Мэри, все ли с ней в порядке, не слишком ли рано назначена встреча, не подвел ли ее транспорт, даже просто заговорить об опоздании как о плохой привычке. Это дало бы возможность Мэри объясниться или открыть тот факт, что она даже и не заметила, что опоздала, а потому и не оправдывалась.

Однако трудно проверить свои окончательные предположения напрямую, например, спросить, ценит ли Мэри эти встречи, а та будет в затруднительном положении, так как вообще пришла из вежливости.

Поэтому важно подумать о том, как вы задаете вопросы во время беседы, чтобы проверить данные и свои предположения. Этим искусством должен обладать любой руководитель, которому нужно понимать своих сотрудников и быть уверенным в том, что его задания выполнять правильно.

Необходимо сделать ваши собственные и чужие процессы размышления более понятными, тем самым улучшая общение, не поднимаясь по лестнице умозаключений.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А с вами случалось такое, что вы понимали других неправильно, следуя собственным мыслям?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Хорошая статья, заставляющая задуматься, а потому полезная
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.