Новое исследование: анемия у астронавтов - проблема космической миссии на Марс

Покорение Марса станет, безусловно, следующим «гигантским скачком» для человечества. Однако уже сейчас ученые-медики бьют тревогу. Наличие достаточного количества эритроцитов, несущих кислород, может стать проблемой, как показывают новые исследования. Космическим туристам, выстраивающимся в очередь для подобных полетов, придется остаться дома, если они подвержены риску анемии или дефицита кровяных телец.

В чем проблема

Известно, что астронавты страдают «космической анемией», но до сих пор считалось, что это временное явление. Одно исследование НАСА назвало это «15-дневной болезнью». Врачи объяснили это явление разрушением эритроцитов (гемолизом) в результате смещения жидкости, когда тела астронавтов приспосабливались к невесомости, а затем снова подвергались гравитации.

«На самом деле, анемия является основным последствием полета в космос, — сказал доктор Гай Трудель из Университета Оттавы, который руководил исследованием 14 астронавтов, финансируемым Канадским космическим агентством. — Пока вы находитесь в космосе, вы разрушаете больше клеток крови, чем производите».

Космическая анемия может быть опасна

В норме организм разрушает и заменяет почти 2 миллиона эритроцитов в секунду. Команда Гая Труделя обнаружила, что тела астронавтов разрушали 3 миллиона эритроцитов в секунду во время их шестимесячных миссий. «Мы думали, что знаем о космической анемии все, но это не так», — сказал ученый.

Астронавты создали дополнительные красные клетки, чтобы компенсировать разрушенные. Но как долго организм может постоянно производить на 50 % больше эритроцитов? Ведь, по оценкам НАСА, полет на Марс и обратно займет около двух лет. Этот вопрос остается пока открытым.

«Если вы на пути к Марсу, ваш организм попросту не успеет производить все эти дополнительные эритроциты, у вас могут быть серьезные проблемы», — сказал Гай Трудель. Он добавил, что меньшее количество эритроцитов в космосе не является проблемой, когда ваше тело невесомо. Но после возвращения на Землю и, возможно, на другие планеты анемия может повлиять на энергию, выносливость и силу астронавтов.

Исследования продолжаются

Команда Гая Труделя после космической миссии прошла полное обследование. Выяснилось, что даже через год после возвращения на Землю эритроциты астронавтов не полностью вернулись к предполетному уровню. В настоящее время специалисты изучают влияние неподвижности на пациентов, прикованных к постели в течение нескольких недель или месяцев. По их словам, то, что происходит в космосе, может касаться парализованных на время людей.

«Решение для одного может быть применимо и для другого», — сказал Гай Трудель. Сулеха Ананд, изучающая физиологию человека в Государственном университете Сан-Хосе, согласилась, сказав: «Эти выводы имеют значение для понимания физиологических последствий космического полета и анемии у пациентов на Земле». В настоящее время ученые ищут пути решения данной проблемы.

А вы знали о таком явлении, как космическая анемия?