Правильно воспринимать обратную связь - тоже искусство: несколько советов, которые помогут в жизни

Все люди понимают, что необходимо правильно воспринимать обратную связь, но настоящее искусство заключается в получении этого опыта. К сожалению, мы все запрограммированы на сопротивление, поэтому будет полезно определить наши слабые места. Предлагается рассмотреть несколько методов, которые помогут наладить отношения с родственниками, друзьями, коллегами и начальством.

Причины необходимости получения навыков обратной связи

Если я попрошу вас подумать о ком-то, к кому вы относитесь очень тепло, кто именно возникает в вашем воображении? Самый близкий друг, родственник, коллега, партнер? Когда вы представляете этого человека, какие физические ощущения вы чувствуете? Какие цвета вызывают эти чувства? Теперь представьте, что этот человек только что позвонил, чтобы встретиться и поговорить о том, как он ценит вас как хорошего и надежного друга. Что вы чувствуете по отношению к нему сейчас в глубине своей души? Какие ощущения присутствуют в вашем теле, какие цвета вы видите? Можно с уверенностью сказать, что это будут самые теплые представления.

Затем ваш друг говорит вам, что он будет оценивать вас по шкале от 1 до 10 по навыкам слушания, надежности, честности, эмпатии и навыкам учета времени. Как вы относитесь к своему ближайшему другу сейчас? Согласитесь, что ощущения в первом и втором случае кардинально отличаются. Итак, представьте, что вместо вашего дорогого друга выступает ваш босс! Нам стоит научиться объективно воспринимать и критику, и похвалу, поскольку именно в этом заключается гармоничное сотрудничество.

Мы слышим обратную связь как критику, которую мы жестко отвергаем

Обратная связь - это слово, специально выбранное для нейтральности. Она не должна быть ни положительной, ни отрицательной, ни критики, ни похвалы. Просто обратная связь. Конечно, то, как вы общаетесь с начальником, может оказать огромное влияние на наше благополучие и производительность. Было доказано, что такой контакт помогает, например, когда обратная связь подается теплым и нежным тоном. Косметическая королева Мэри Кей, как известно, советовала всегда «вставлять легкий кусочек критики между двумя тяжелыми слоями похвалы». Эта практика создала прецедент того, что многие из нас перестали слышать похвалу, а обратная связь стала восприниматься, как критика. Мы ее запрограммировали и зажали между двумя тяжелыми слоями сладкой оценки.

Поскольку наш мозг предназначен для того, чтобы защитить нас от ошибок, мы реагируем на критику так, будто она угрожает нашей жизни. «Угрозы нашему положению в глазах окружающих биологически невероятно сильны, - говорит психолог Даниэль Голем, - они почти такие же, как угрозы самому выживанию».

Мы превращаем отзывы о наших действиях в атаки на нашу личность

Человеческие существа - это машины, создающие смыслы жизни. А смыслы, которые мы придумываем взрослыми, определяются негативными значениями, которые мы составляли в детстве. Можно привести такой пример. Бизнес-тренер Реми Блюменфельд до сих пор помнит тот день, когда его отец вернул ему письмо. Оно было написано Реми в шестилетнем возрасте и адресовано двоюродным братьям. Были орфографические и грамматические ошибки, а также неразборчивые (с точки зрения отца) места. После того как ребенок закончил переписывать письмо, папа вернул его, чтобы сын переписывал снова и снова. Так длилось до тех пор, пока папа не посчитал письмо достаточно хорошим для отправки. Такой «урок» стал причиной того, что у Реми появилась твердая уверенность в том, что он не грамотный, не умеет формулировать мысли и т. д. Инициатива пообщаться с братьями закончилась полным провалом и оставила тяжелый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Это явилось основной причиной того, что Блюменфельд стал воспринимать обратную связь, как ограничение свободы и отсутствие возможности высказывать то, что он хочет.

Когда мы не ощущаем сочувствия, мы отвергаем даже полезные отзывы

На каком-то уровне Реми понимал, что у отца в душе присутствуют только самые наилучшие побуждения и он просто хотел помочь сыну улучшить навыки письма, но мальчик не осознавал, что с ним обращаются справедливо. В этом случае почти невозможно получить обратную связь от человека, который (по вашему мнению) относится к вам несправедливо, даже если обратная связь имеет смысл. Это, по мнению Дугласа Стоуна, лектора по праву Гарвардской юридической школы, является одной из главных причин, по которой мы отвергаем даже самые конструктивные отзывы.

Мы не видим истинной пользы обратной связи

Несмотря на то что мы можем исправиться, лишь прислушавшись к советам, мы по-прежнему всячески сопротивляемся обратной связи. В обзоре Harvard Business Review Шейла Хин и Дуглас Стоун предлагают следующую точку зрения: «Процесс (обратной связи) наталкивается на противоречие между двумя основными человеческими потребностями - необходимостью учиться и развиваться, а также необходимостью принимать себя таким, какой ты есть».

Возвращаясь к детским воспоминаниям Реми Блюменфельда, можно сказать, что мальчик постоянно старался быть идеальным во всем. Его первые пять лет были потоком похвалы и золотых звезд. Но внезапно его первый опыт «обратной связи» и его идеальный мир были разрушены. С тех пор он стал всячески сопротивляться контактам подобного рода, а образ отца для него навсегда перестал быть идеальным.

Мы не помним, что на самом деле было сказано

Чарльз Джейкобс (Charles Jacobs), автор журнала Rewired пишет, что когда нам дают обратную связь, которая противоречит нашему представлению о себе, наш инстинкт заключается в изменении информации, а не нас самих. Мы сосредотачиваемся на своем негативном восприятии и перестаем объективно оценивать то, что до нас пытались донести. Все замечания и предупреждения мы расцениваем, как покушение на нашу личную свободу и стремление к унижению нашего достоинства. И даже самые полезные советы наше сознание переворачивает в негативное русло.

Мы тяготеем к людям, которые поддерживают нашу точку зрения

Франческа Джино из Гарвардской школы бизнеса обнаружила, что люди склонны уходить от тех, кто демонстрирует обратную связь, являющуюся более негативной, чем их мнение о себе. Они не слушают их советов и предпочитают вообще не взаимодействовать со своими оппонентами. Кажется, что люди склонны укреплять взаимоотношения только с теми людьми, которые видят только свои положительные качества.

Нам кажется, что критика не может быть конструктивной, поскольку она не совпадает с нашей точкой зрения. А те люди, которые пытаются донести до нас истину, хотят просто продемонстрировать свое превосходство.

Советы опытных специалистов

Вот несколько советов о том, как превратить обратную связь в драгоценный подарок, которым она на самом деле является.

  1. Практикуйте активное слушание: поддерживайте хороший зрительный контакт и держите язык тела открытым - не скрещивайте руки или ноги. Задавайте вопросы, которые проясняют то, что было сказано, а затем обобщайте то, что, по вашему мнению, вы слышали.
  2. Просто скажите: «Спасибо». Даже если вы уверены, что правы, а обратная связь неправильная, это слово поможет прекратить критику в будущем. А коллеги отметят вас, как нормального человека, который адекватно реагирует на конструктивную критику.
  3. Задумайтесь над тем, что вам сказали. Не «рубите с плеча», не делайте поспешных выводов. Пусть пройдет несколько дней (а то и месяцев). Возможно, что в данных словах кроется правда, которая поможет вам в будущем достичь успеха.
  4. Не ждите обратной связи, берите инициативу в свои руки.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как налаживаете вы обратную связь со своими партнерами?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.