Мультфильмы смотрят все дети, независимо от пола и индивидуальных особенностей. Некоторые родители считают, что мультики дают много полезной информации для развития детей. Другие, напротив, запрещают включать телевизор, не подпускают к гаджетам и уверены, что мультфильмы вредны. Истина, как обычно, где-то посередине. Но сегодня мы попробуем разобраться, действительно ли мультики вредны и способны вызывать агрессию.
Мультики и агрессия: исследование
Российские психологи Н.И. Алешкин и И.А. Щукина провели исследование влияния мультфильмов агрессивного содержания на поведение дошкольников. В исследовании приняли участие дети в возрасте от четырех до шести лет. Ученые наблюдали за детьми в обычной игровой среде и фиксировали изменения в их поведении после регулярного просмотра мультфильмов с агрессивными сценами.
В исследовании приняли участие 40 детей, посещающих детский сад № 44 в Кировском районе Санкт-Петербурга. На протяжении девяти дней им показывали различные мультфильмы: в первые три дня — добрые истории («Винни-Пух», «Крошка Енот», «Ежик в тумане»), затем три дня детям демонстрировались мультфильмы с умеренным количеством насилия («Том и Джерри», «Микки Маус», «Ну, погоди!»), и последние три дня малыши смотрели мультфильмы с агрессивным сюжетом («Годзилла», «Черепашки-ниндзя», «Трансформеры»). Просмотры проходили до и после тихого часа, после чего дети выходили на прогулку. Во время этих прогулок психологи фиксировали их поведение.
Наблюдения исследователей
Анализируя данные исследования, ученые пришли к выводу, что воздействие мультфильмов на детскую психику напрямую связано с уровнем агрессии, показанным на экране. Они отмечают, что дети склонны перенимать модели поведения, которые видят в мультфильмах, особенно если персонажи являются для них привлекательными и харизматичными. В результате сюжет, насыщенный сценами насилия, может сформировать у ребенка убеждение, что агрессивное поведение является нормой и приемлемым способом решения конфликтных ситуаций.
В исследовании было отмечено, что дети, сталкивающиеся с агрессивным контентом, склонны к подражанию агрессивным героям, перенимая их модели поведения. Это может выражаться в более частых конфликтных ситуациях, как среди самих детей, так и в общении с взрослыми.
Кроме того, результаты исследования выявили интересную закономерность: дети, которые регулярно смотрят мультфильмы с положительными героями, чаще демонстрировали такие качества, как сострадание, эмпатия и готовность прийти на помощь. Подобные мультфильмы способствуют развитию у малышей умения дружить, сотрудничать и находить общие решения без применения силы. Психологи подчеркивают важность тщательного подбора контента для детей, особенно в раннем возрасте, когда личностная и социальная ориентации только формируются.
Мальчики и девочки: одинаково ли они реагируют на мультфильмы
Интересно, что даже среди мальчиков, которых традиционно считают более склонными к агрессивному поведению, позитивные мультфильмы значительно уменьшали количество конфликтных ситуаций. Девочки, в свою очередь, становились более отзывчивыми и чуткими к переживаниям окружающих.
Отсутствие активного родительского контроля
Важное замечание, сделанное в ходе исследования, указывает на то, что родители не всегда осознают потенциал отрицательного влияния агрессивных мультфильмов на психику своих детей. Многие родители полагают, что мультфильм - это безопасный и нейтральный контент, однако не учитывают, что детская психика очень восприимчива и чувствительна. Отсутствие активного родительского контроля и обсуждения просмотренного материала с детьми может усугубить воздействие агрессивных образов.
По мнению исследователей, важно разрабатывать рекомендации для родителей по выбору мультфильмов, которые бы способствовали эмоциональному и социальному развитию детей. Примером может служить подбор контента, который поощряет дружеское взаимодействие и учит стратегии разрешения конфликтов.
Роль мультфильмов в формировании представления о мире
Авторы исследования подчеркивают, что враждебно-агрессивные мультфильмы могут формировать у детей искаженное представление о нормах поведения и взаимоотношениях в обществе. Под влиянием таких мультфильмов дети могут начать воспринимать агрессию и насилие как допустимые средства достижения своих целей. Это может привести к тому, что в реальной жизни они будут учиться решать конфликты не путем диалога и компромисса, а через демонстрацию силы и подавление других. Кроме того, подобные мультфильмы часто культивируют эгоцентризм и склонность к манипуляции.
Образы отрицательных персонажей хранятся в памяти дольше, чем положительных
Этот феномен можно объяснить несколькими факторами. Прежде всего, образы отрицательных героев обычно сопровождаются яркими, динамичными сценами, насыщенными действиями и конфронтацией, что стимулирует эмоциональный отклик у детей. Эмоции играют ключевую роль в процессе запоминания, именно поэтому запоминается то, что вызывает у нас сильные переживания, будь то страх, гнев или удивление. Негативные персонажи, как правило, обращаются к этим чувствам, создавая более запоминающиеся впечатления.
Кроме того, отрицательные герои часто наделены харизматическими чертами, такими как находчивость, смелость или даже определенная доля обаяния, что делает их более интересными для изучения. Дети, чья психика только формируется, склонны искать яркие примеры для подражания и изучать границы допустимого поведения. Положительные персонажи хоть и занимают важное место в воспитательном процессе, могут показаться им менее увлекательными ввиду своей предсказуемости и соблюдения моральных норм.
Обсуждение мультфильмов снижает уровень негативного воздействия
Важно, чтобы родители и воспитатели уделяли время обсуждению с детьми увиденного, помогая им формировать критическое мышление и осознавать разницу между фантазией и реальной жизнью. Такой подход не только снизит влияние негативных образов, но и поможет развивать у ребенка навыки критического мышления и эмпатии. Взрослые могут использовать просмотр мультфильма как возможность для диалога, подробно рассматривая сюжетные линии и обсуждая альтернативные сценарии разрешения конфликтных ситуаций. Это способствует формированию у детей осознанного отношения к происходящему на экране и в жизни.
Также полезно предлагать детям альтернативные положительные формы досуга и образования, которые помогут укрепить их нравственные ценности и представления о допустимом поведении. Это могут быть как образовательные программы, так и различные творческие занятия, которые способствуют развитию умения выражать свои эмоции и чувства в конструктивной форме. В конечном итоге важнейшей задачей является создание условий, в которых реальный мир и его сложные моральные вопросы станут для детей более понятными и доступными для анализа.
Заключение
Данные наблюдения имеют серьезные последствия для педагогики и воспитания. Важно не только ограничивать доступ детей к контенту с ярко выраженными насильственными или агрессивными героями, но также активно фокусировать внимание на положительных персонажах и их достоинствах.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание