Карьерный "КамАЗ" с автопилотом: очередное ноу-хау российского автогиганта

Крупнейший российский производитель грузовиков ПАО "КамАЗ" разрабатывает горный самосвал нового поколения. Помимо высокой грузоподъемности и футуристического вида, он будет обладать важной особенностью. Благодаря системе автопилотирования для его управления не нужен водитель в кабине, а производительность увеличится на 20%.

Первый в своем роде

В 2023 году ожидается запуск в серию тяжелых самоуправляемых карьерных самосвалов модели КамАЗ-6561 "Геркулес". Пока речь идет о 40-тонных грузовиках. В будущем грузоподъемность наверняка увеличат.

Транспортное средство будет приводиться в движение электродвигателями. За техническую начинку системы ответственны специалисты МГТУ имени Баумана.

"Геркулес" предполагает 3 способа управления:

  • традиционный – с помощью водителя;
  • дистанционный – по камерам видеонаблюдения;
  • полностью автоматизированный – на автопилоте.

Кстати, 10-метровый грузовик по закону может пользоваться автопилотом только в карьере. На дорогах общего пользования им обязан управлять водитель.

Технические характеристики

"КамАЗ-6561" представляет собой гибридный транспорт. Двигатель внутреннего сгорания используется не для привода колес, а для выработки электричества и подзарядки аккумуляторов. Вырабатываемый ток, в свою очередь, питает тяговый электромотор, который и приводит самосвал в движение.

При такой схеме требуется на 15% меньше топлива, а сами узлы и механизмы конструктивно проще. Важно, что для подзарядки аккумуляторов не нужен внешний источник питания от розетки.

"Геркулес" может работать некоторое время на накопленном электричестве при выключенном ДВС. На спусках происходит рекуперация дополнительной энергии.

Авто оснастят комплектом датчиков и беспилотной системой управления ADAS 5-го уровня, подключенных к общему информационно-аналитическому центру. Интеграция в единую систему позволит следить за загрузкой и грузоподъемностью с хирургической точностью.

Для российской промышленности это будет первый отечественный грузовой автомобиль с автопилотом. На прошедшей 1-3 июня конференции в Нижнем Новгороде ЦИПР-2022 подписано соглашение между ПАО "КамАЗ" и ГК "Цифра" о разработке необходимого программного обеспечения.

Зачем это нужно

Использование роботизированных карьерных самосвалов становится мировым трендом в горнодобывающей отрасли. Водить огромный грузовик тяжело и опасно. Водителю с кабины виден ограниченный участок дороги, что нередко приводит к авариям. К тому же усталость из-за постоянного нервного напряжения влияет на производительность.

Выход найден! Повсеместно разрабатываются карьерные самосвалы с автопилотом и дистанционным управлением. Технологии позволяют машинам перемещаться самостоятельно по заданному маршруту благодаря камерам видеонаблюдения, системе спутниковой навигации, различными датчиками и лидарам – специальным лазерным радарам.

Это позволит решить проблему нехватки высококвалифицированных водителей. Один оператор в центре управления способен заменить 5 и более шоферов. Роботизированные грузовики работают без перерыва на обед и отдых, потребляют меньше топлива, не боятся экстремальных температур и загазованности. Не требуют зарплаты, питания, медицинского обслуживания и комфортных условий для жизни.

Начало положено

Недавно по просьбе российских компаний белорусский завод "БелАЗ" разработал первый карьерный самосвал с автопилотом на постсоветском пространстве. Речь идет о стальном монстре грузоподъемностью 130 тонн.

Опыт оказался удачным. "БелАЗ-7513R" ездит с такой же скоростью, как при управлении живым водителем. Хорошо маневрирует на поворотах, подъемах и спусках, огибает препятствия. При этом производительность выросла на 21%. Кстати, управление из кабины также возможно. В случае необходимости место за баранкой займет человек. Теперь Россия намерена выпускать роботизированные машины и на своей территории.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы оцениваете перспективы транспорта с автопилотом?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.