Опоздавший на войну - линкор "Ямато"

Японские моряки говорили о том, что за свою историю люди построили три самые большие и одновременно самые бесполезные вещи: пирамиды в Гизе, Великую китайскую стену и линкор «Ямато». Чем же заслужил такое ироническое отношение этот величественный боевой корабль, гордость японской корабельной промышленности и флагман ее военно-морского флота?

линкор ямато

Идея создания

Линкор «Ямато» был порождением опыта морских битв Первой мировой войны. Тогда не только в Японии, но и во всем остальном мире считалось, что лишь тяжелые орудия и броня линейных кораблей в состоянии обеспечить господство на море. На волне успехов в Русско–Японской войне адмиралтейство Страны Восходящего Солнца полагало, что японский флот в состоянии противостоять любому противнику, даже такому индустриальному гиганту, как США. Однако было и понимание того, что промышленность острова никогда не сможет тягаться с американской, а значит численный перевес будет однозначно не в пользу императорского флота. Чтобы нивелировать численное преимущество врага, было решено сделать упор на качественное превосходство. По мнению японских стратегов, пропускные возможности Панамского канала ограничивали водоизмещение проходящих по нему кораблей. А значит, линкоры США не могли иметь водоизмещение более 63 000 тонн, скорость больше 23 узлов, а самое мощное вооружение могло состоять только из десяти орудий калибра не более 406 мм. Справедливо полагая, что при равных затратах увеличение водоизмещения корабля позволит существенно увеличить его боевую мощь и тем самым компенсировать численное превосходство противника, японцы запланировали  серию суперлинкоров, головным из которых должен был стать линкор «Ямато».

ямато линкор

Грандиозные планы

Строительство новейших линкоров должно было начаться не позднее 1936 года. Всего в первой серии планировалось семь кораблей, вооруженных девятью 460 мм орудиями, с броней, выдерживающей попадание 406 мм снаряда с дистанции в 20 км и скоростью хода больше 30 узлов. К 1941 году планировалось передать их флоту. Затем следовало строительство еще четырех гигантов, но уже с орудиями в 20 дюймов (~508 мм). Они должны были встать в строй в 1946 году, а до 1951 года ранее построенные линкоры переоборудовались под новые мощные орудия. Реализация этого плана, по мнению японских экспертов, позволяла сохранять как минимум паритет с ВМФ США в Тихом океане. Но в реальности было заложено только четыре корабля серии, а построено лишь два из них - линкор «Ямато» и линкор «Мусаси», недостроенный корпус третьего переделали в авианосец «Синано», а четвертый даже не получил имени. Оба корабля достигли полной боевой готовности к 1942 году.

Боевая карьера

гибель линкора ямато

Когда линкор «Ямато» стал флагманом императорского флота, война в Тихом океане уже достигла своего апогея. И всех своих грандиозных побед японский флот достиг за счет морской авиации, а отнюдь не в перестрелках линейных кораблей, идущих в кильватерной колонне. Суперлинкорам просто не нашлось места в новой войне, и судьба их была заведомо печальной. Приняв участие в нескольких боевых операциях флота, «Ямато» (линкор) нигде не смог продемонстрировать своих качеств, и практически был всего лишь дорогущим плавучим штабом.

Гибель линкора «Ямато»

7 апреля 1945 года корабль отправился в свой последний поход. Он был атакован 200 самолетами американцев и в течение двухчасового боя получил попадания 12 тяжелых бомб и порядка десяти авиационных торпед. После чего затонул вместе с 2498 моряками и своим командиром.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.