Внеурочная деятельность в свете новых ФГОС

Внеурочная деятельность стала обязательной частью образовательных программ согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Это связано с переходом на новые образовательные результаты - не только предметные, но и метапредметные, личностные. Рассмотрим подробней цели, задачи, формы организации внеурочной деятельности в школе.

Определение и цели внеурочной деятельности

Согласно ФГОС, под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в формах, отличных от классно-урочной.

Основными задачами внеурочной деятельности являются:

  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
  • улучшение условий для развития ребенка;
  • самореализация детей в творчестве, спорте, исследовательской деятельности.

Как подчеркивается во ФГОС, "внеурочная деятельность способствует решению задач воспитания и социализации обучающихся".

Формы организации внеурочной деятельности

Существует множество разнообразных форм организации внеурочной работы в школе. Рассмотрим основные из них:

Экскурсии Познавательные поездки, походы
Кружки Занятия по интересам в свободное время
Секции Спортивные занятия (футбол, волейбол, шахматы и др.)

Как видим, это могут быть самые разнообразные формы - от диспутов и конференций до спортивных соревнований и творческих конкурсов. Главное, чтобы эти занятия учитывали индивидуальные интересы и склонности школьников.

Основные модели организации внеурочной деятельности

Рассмотрим более подробно четыре основные организационные модели внеурочной деятельности в школах:

  1. Модель дополнительного образования (на базе учреждений допобразования).
  2. Модель "Школа полного дня".
  3. Оптимизационная модель (с опорой на внутренние ресурсы школы).
  4. Инновационно-образовательная модель (с использованием внедренческих площадок).

Первая модель подразумевает тесное взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования детей (УДОД). Например, занятия в кружках и секциях могут проходить на базе Дворца творчества или Детско-юношеской спортивной школы.

Такой подход имеет ряд преимуществ, в частности:

  • широкий выбор направлений для ребенка;
  • квалифицированные кадры в УДОД;
  • хорошая материально-техническая база.

Недостатком является необходимость подвоза детей к местам проведения занятий.

Модель "Школа полного дня" основана на продленном пребывании детей до вечера под присмотром воспитателей. В этом случае внеурочная работа интегрируется с деятельностью групп продленного дня.

К плюсам такой модели можно отнести создание условий для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня, единство обучения, развития и досуга.

Оптимизационная и инновационно-образовательная модели тоже имеют свои особенности, достоинства и недостатки. Выбор конкретной фгос внеурочная деятельность модели зависит от реальных условий и возможностей образовательного учреждения.

Девочка держит собранного ею робота

Условия успешной реализации внеурочной деятельности

Для эффективного внедрения внеурочной деятельности необходима кропотливая подготовительная работа по ряду ключевых направлений.

Условия успешной реализации внеурочной деятельности

Для эффективного внедрения внеурочной деятельности необходима кропотливая подготовительная работа по ряду ключевых направлений.

Организационное обеспечение

В рамках организационного обеспечения определяется оптимальная модель внеурочной деятельности, исходя из реальных условий школы. Также на этом этапе может потребоваться разработка дорожной карты по внедрению внеурочной деятельности с указанием конкретных мероприятий и сроков.

Нормативно-правовое обеспечение

Для регулирования различных процессов при реализации внеурочной деятельности образовательному учреждению необходимо разработать пакет локальных нормативных актов. Это могут быть: положение о внеурочной деятельности, должностные инструкции, приказы, расписание занятий и другие документы.

Финансово-экономическое обеспечение

Реализация внеурочной работы предполагает выделение необходимых финансовых средств как из бюджета, так и за счет привлечения внебюджетных источников. Например, через платные кружки или гранты. Важный момент - оптимальное распределение имеющихся денежных средств.

Материально-техническое оснащение

Для проведения занятий по различным направлениям внеурочной работы нужна соответствующая материальная база. Это может быть как учебная мебель в кабинетах, так и оборудование спортзала, музыкальной или художественной студии.

Кадровое обеспечение

Немаловажный фактор успеха внеурочной деятельности - это наличие соответствующих педагогических кадров. Помимо учителей, это могут быть педагоги дополнительного образования, тренеры, психологи и другие специалисты.

Информационно-методическое обеспечение

Для эффективной организации внеурочной работы необходимо продумать систему информационно-методического обеспечения. Это включает разработку и утверждение рабочих программ для всех направлений внеурочной деятельности с учетом запросов учащихся и родителей.

Научно-методическое сопровождение

Важна организация постоянного научно-методического сопровождения внеурочной деятельности. Это может быть осуществление внутришкольного контроля, проведение семинаров и консультаций для педагогов, изучение и распространение передового опыта и т.д.

Диагностика образовательных результатов

Неотъемлемая часть управления внеурочной деятельностью - это проведение мониторинга ее результативности. Для этого используется комплекс психодиагностических методик, опросников, тестов, анкет. Полученные результаты анализируются и используются для корректировки внеурочной работы в школе.

Подростки обсуждают школьный спектакль после уроков

Взаимодействие с социальными партнерами

Эффективность внеурочной деятельности можно повысить через организацию взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами: учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования детей, общественными организациями и др.

Порядок организации партнерства

Для налаживания сотрудничества необходимо:

  • Провести анализ наличия потенциальных партнеров в ближайшем социальном окружении школы.
  • Заключить договор о сотрудничестве с выбранным учреждением-партнером.
  • Согласовать содержание и формы взаимодействия с партнером.
  • Отразить направления партнерства в планах внеурочной деятельности.

Примеры потенциальных партнеров

К социальным партнерам школы можно отнести:

  • Учреждения дополнительного образования (спортивные школы, школы искусств и др.).
  • Учреждения культуры (музеи, театры, библиотеки).
  • Досуговые центры.
  • Предприятия и организации по профилю деятельности.

Формы внешнего партнерства

Формы совместной внеурочной работы с социальными партнерами могут быть самыми разнообразными:

  • Проведение занятий, мастер-классов на базе организаций-партнеров.
  • Организация проектной деятельности с привлечением специалистов организаций-партнеров.
  • Проведение экскурсий;.
  • Участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.

Ожидаемые результаты партнерства

Результатами эффективного внешнего взаимодействия могут стать:

  • Повышение качества внеурочной деятельности;.
  • Расширение спектра направлений деятельности и охвата школьников.
  • Материально-техническое и кадровое усиление внеурочной работы.
  • Новые возможности для самореализации учащихся.

Ожидаемые результаты партнерства

Результатами эффективного внешнего взаимодействия могут стать:

  • Повышение качества внеурочной деятельности.
  • Расширение спектра направлений деятельности и охвата школьников.
  • Материально-техническое и кадровое усиление внеурочной работы.
  • Новые возможности для самореализации учащихся.

Мониторинг внеурочной деятельности

Для отслеживания результативности внеурочной работы необходимо организовать систему мониторинга по следующим направлениям:

Оценка востребованности форм и направлений деятельности у школьников

Проводится анкетирование обучающихся и их родителей по итогам учебного года. Выявляются:

  • наиболее популярные формы и направления;
  • формы и направления, которые нуждаются в корректировке;
  • потребность в новых направлениях внеурочной работы.

Анализ образовательных результатов

Изучаются личностные достижения школьников, динамика освоения универсальных учебных действий. Делается вывод о влиянии внеурочной деятельности на общие образовательные результаты учащихся.

Оценка удовлетворенности участников образовательных отношений

Проводится анкетирование школьников и их родителей по итогам полугодия и учебного года. Оцениваются:

  • качество проведения занятий;
  • профессионализм педагогов;
  • материально-техническое обеспечение.

Также изучается удовлетворенность педагогов условиями организации внеурочной работы.

Анализ эффективности управления внеурочной деятельностью

Администрация школы анализирует:

  • выполнение программ внеурочной деятельности;
  • результаты внутришкольного контроля;
  • эффективность разработанной нормативной базы;
  • рациональность расходования финансовых средств.

На основе полученных данных вносятся необходимые коррективы в управление внеурочной деятельностью.

Масштабный и текущий анализ результатов

Мониторинг осуществляется как в масштабах учебного года, так и по итогам завершения отдельных программ. Это позволяет своевременно корректировать ход внеурочной работы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.