Становление философии Древней Греции происходило в шестом-пятом веках до Рождества Христова. Именно в этот период появляются «мудрецы», которые пытаются рационально объяснить то, о чем рассказывали древние мифы. Считается, что развитие этого процесса связано с тем, что торгово-промышленная часть населения, которая стала бороться за власть с землевладельческой аристократией и переходить к демократическому виду правления, вырабатывала собственное мировоззрение. У истоков этого «наивно-стихийного» мышления стояла так называемая Милетская школа философии.
Традиционно основателем этого направления считается Фалес. Он жил в конце седьмого–первой половине шестого века до нашей эры. Фалес полагал, что у всех вещей есть единое начало. Им он называл воду. Причем это не просто жидкость или вещество. С одной стороны, вода для философа – это среда, на которой «держится» наш мир, то есть, Земля. С другой – она разумная, «Божья». Весь мир с точки зрения основателя направления, которое впоследствии стало известно как Милетская школа философии, наполнен душами. Последние практически равны божествам и вселяются в тела, чтобы сделаться источником их интеллектуального развития. Вода у Фалеса играет также огромную роль в гносеологии. Поскольку все можно свести к единому началу, то оно является и основой всякого познания. А способствует этому мудрый поиск и правильный выбор.
Какие еще были представители Милетской школы философии? Нам известен Анаксимандр, который учился у Фалеса. Известно название его работы, которая носит имя «О природе». Именно поэтому мыслителей Древней Греции, идущих по его стопам, стали определять как натурфилософов. Анаксимандр был первым, кто сделал вывод о том, что в основе всех вещей не может быть какое-нибудь конкретное вещество, а нечто всеохватывающее, бесконечное, вечно движущееся. Он назвал эту категорию «апейроном». Милетская школа философии в лице Анаксимандра даже выдвинула идею о том, что человек мог появиться на земле в результате эволюции. Правда, он рассуждает об этом очень наивно. Философ полагал, что первочеловек зародился в чреве огромной рыбы, где и вырос. А потом он вышел наружу и стал существовать самостоятельно, продолжив свой род.
Милетская школа философии больше всего интересовалась происхождением и основой бытия и жизни, то есть онтологией. Ученик творца «апейрона» Анаксимен вновь вернулся к конкретизации единого начала всего. Он счел, что это воздух. Ведь он - самый неопределенный и безликий из всех четырех известных нам стихий. В какой-то степени этот мыслитель следовал своему учителю, поскольку определял воздух как «апейрос» - бескочечный. А уже его свойствами и является то, что увидел Анаксимандр, то есть вечность, постоянное движение и всепроникающее действие. Таким образом, «апейрон» - это качество воздуха, а не отдельная субстанция. Вторя Фалесу, Анаксимен видел в своем первоначале источник не только материи, но и душ. Последние имеют даже больше «воздушных» качеств – они не столь приземлены, как тела, и потому могут творить и создавать новое и великое.
Итак, в этом вся Милетская школа философии. Кратко были изложены основные ее положения. Однако на этих троих ее представителях вовсе не заканчивается история школы. Ее главные, фундаментальные положения развил философ из другого города Малой Азии, Эфеса. Это знаменитый Гераклит. Он обобщил все идеи милетцев о первоначале и ввел в научный дискурс термин, которым мы пользуемся до сих пор. Это «логос». Он представляет собой самую глубинную основу бытия и цель всякого познания. При этом Гераклит считает, что хотя все люди являются разумными, высшее понимание «логоса» дано не каждому. Этот принцип все поддерживает в бытии, но его материальным воплощением является огонь. Он то вспыхивает, то угасает, и потому все в мире преходяще. Оно никогда не повторяется, но вечно изменчиво. Все состоит из противоречий, которые не только борются, но и поддерживают друг друга. Душа человека тоже родом из особого огня, и ее логос уникален – он способен саморазвиваться. Логос также является источником законов, которые творят люди, поскольку он стремится везде поддерживать порядок.