Анализ прибыли и рентабельности: основные приемы и методы.

Эффект от деятельности любого предприятия характеризуется получаемой прибылью либо убытком. Прибыль, очевидно, показатель абсолютный, а ее относительная величина определяется при помощи показателей рентабельности. Делать какие-то выводы только по банально рассчитанным показателям затруднительно, поэтому целесообразно проводить анализ прибыли и рентабельности фирмы.

Существует достаточно много методик анализа, но мы рассмотрим лишь несколько. Первой из них будет горизонтальный анализ прибыли и рентабельности. Он состоит в изучении изменения данных показателей в рамках одного предприятия с течением времени. Иными словами, используя показатели за несколько периодов, можно определить их абсолютные и относительные изменения, что позволит выявить основные тенденции динамики как прибыли, так и рентабельности. Что касается прибыли, то горизонтальный анализ можно проводить не только по одному показателю, а по отчету о прибылях и убытках в целом. В этом случае можно оценить не только то, как изменялась сама прибыль, но и те факторы, которые на нее влияют.

Кроме того, следует затронуть тот факт, что упомянутый выше отчет может быть подвергнут вертикальному анализу, то есть анализу структуры. С помощью него можно будет проследить изменение доли в выручке и прибыли, и себестоимости, и налогов, а также иных факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли.

Кстати о факторах. Анализ прибыли и рентабельности организации, именуемый факторным, является чрезвычайно популярной методикой, так как позволяет выявить, например, основные проблемы, которыми обусловлено снижение прибыли. Данный вид анализа прибыли удобно проводить, также основываясь на отчете о прибылях и убытках. Дело в том, что он отражает процесс формирования прибыли и позволяет легко построить математическую модель, которую можно будет достаточно просто проанализировать. В данном случае более детально следует изучить влияние на прибыль выручки, так как она в свою очередь тоже зависит от двух факторов – цены и объемов продаж. Их влияние следует отразить отдельно.

Факторный анализ в отношении показателей рентабельности традиционно принято связывать с формулами DuPont, которые путем применения метода абсолютных разниц позволяют выявить влияние факторов на рентабельность активов (имущества) и собственного капитала. Перед применением данной методики полезно несколько преобразовать математические модели указанных видов рентабельности, с тем чтобы выявить факторы, влияние которых будет оцениваться. Несложные преобразования позволяют сделать вывод о том, что рентабельность активов состоит в зависимости от их оборачиваемости и рентабельности продаж, а эффективность использования собственного капитала помимо этого испытывает влияние коэффициента финансовой зависимости.

Данному виду анализа может быть подвергнут любой показатель прибыли и рентабельности, ничто не помешает вам, например, проделать необходимые расчеты и осуществить факторный анализ рентабельности персонала. Просто в таком случае вам придется преобразовывать математическую модель самостоятельно, чтобы учесть факторы, а также обойтись без использования заранее определенных формул. Конечно, для этого вида анализа также потребуется информация за несколько периодов, минимум за два.

Описанные методики традиционно составляют анализ прибыли и рентабельности предприятий реальной экономики. Однако с определенными преобразованиями вы сможете также сделать анализ рентабельности банка или другой финансовой организации. В данном случае разница будет даже не столько в методиках анализа, так как они все-таки довольно общие, а именно в структуре тех показателей, которые вы будете подвергать анализу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.