Модель Дюпона считается одним из эффективных методов проведения факторного анализа. Она была предложена еще в 1919 году специалистами одноименной компании. В то время как раз широко распространялись показатели рентабельности оборачиваемости активов и продаж. Именно в этой модели данные показатели рассматривались совместно впервые, при этом модель имела треугольную структуру.
Нередко используется формула Дюпона, факторный анализ с ее помощью проводится крайне просто. В верху треугольника расположен коэффициент, указывающий на рентабельность совокупного капитала, он является в этой схеме основным показателем, который означает прибыль от вложенных в компанию средств. Ниже расположены показатели факторного типа, а именно размер прибыли (рентабельность продажи) и оборачиваемость активов. Формула Дюпона означает, что отдача от вложений будет равна произведению прибыли от продаж и оборотных активов.
Модель Дюпона
Основная цель модели Дюпона заключается в выявлении факторов, способных определить эффективность бизнеса, провести оценку степени влияния этих факторов на тенденции развития с учетом их изменения и значимости.
В основном ее используют, чтобы оценить риски, причем это касается как капитала, который применяется для развития организации, так и инвестирования других проектов. Ниже рассмотрим основные показатели модели.Рентабельность капитала компании
Для того чтобы собственники могли получать рентабельность от инвестирования, им нужно делать вклады в уставной капитал. Расчеты, которые показывает формула Дюпона, гласят о том, что для этого им приходится жертвовать средствами, формирующими капитал компании, но при этом в их распоряжение поступает право на долю получаемой организацией прибыли. Для них выгодно, чтобы она отображалась на собственном капитале, таким образом формируется важный для акционеров процесс. Но применение этой модели влечет за собой введение ограничений. Реальный доход можно получить только с продаж, активы при этом прибыли не приносят. На основании данного показателя невозможно провести оценку единиц бизнеса компании. Стоит также учитывать тот факт, что компании в основном располагают заемным капиталом.
Для факторного анализа большую роль играет формула Дюпона: пример, если рассматривать банковский бизнес, в качестве заемного капитала имеет основу построения бизнеса. Это значит, что фактически проведение операционной деятельности банка осуществляется за счет привлеченных вкладов, а роль собственного капитала – резервные сбережения, иными словами, гарантия, что банк в состоянии сохранять свою ликвидность. То есть рассматриваемый показатель может ответить только на вопросы, связанные с собственным капиталом, которые организация зарабатывает для аукционеров.
Оборотные процессы активов
Оборачиваемостью активов называют показатель, отображающий количество оборотов капитала, который вложен в активы организации, за определенный промежуток времени. Иными словами, он является оценкой интенсивности эксплуатации всех активов, причем нет разницы, посредством каких источников они образовались. Также он способен показать, какая выручка есть у компании из денежных средств, вложенных в активы.
Рентабельность продаж
Если за главный фактор расчета взята формула Дюпона, этот показатель используют, как основной индикатор, с помощью которого производится оценивание эффективности организации, у которой не слишком большие сбережения собственного капитала и основных средств. На самом деле если величина знаменателя низкая во время расчетов, выходит, что завышается финансовый потенциал компании путем получения слишком высокой рентабельности капитала собственного. При подобном подходе есть возможность объективно оценить текущее состояние дел компании.
Также посредством показателя рентабельности продаж четко видно, сколько компания получила чистой прибыли от суммы проданной единицы продукции. Если используется формула Дюпона, этот показатель позволяет вычислить количество чистого дохода, который будет у организации после того как она покроет себестоимость продукта, выплатит все налоги и проценты по кредитам. С помощью этого показателя выявляются важные аспекты, а именно реализация продуктов и доля средств, потраченных на их получение.
Рентабельность активов. Формула Дюпона
Этот показатель отражает эффективность оперативной деятельности компании. Его используют как основной производственный показатель, способный отобразить эффективность работы с инвестированным капиталом. Исходя из этого, отметим, что рентабельность совокупных активов может определяться посредством двух факторов - прибыли и оборота. Все вместе это создает мультипликативную модель, используемую в бухгалтерской отчетности.
Финансовый рычаг
Финансовый рычаг необходим для того, чтобы соотнести заемный и собственный капитал, а также проявить его влияние на чистую прибыль предприятия. Стоит отметить, что чем выше будет доля займов, тем меньше составит чистая прибыль, поскольку увеличится количество затрат на выплату процентов. Если у компании высокий процент займов, ее принято называть зависимой. И наоборот, организация, у которой нет заемного капитала, считается финансово независимой.
Таким образом, роль финансового рычага заключается в определении устойчивости и рискованности бизнеса, а также как инструмент оценивания эффективности работы с займами. Стоит учитывать, что рентабельность собственного капитала напрямую зависима от рычага.Модель Дюпона (формула):
ROE = NPM *TAT
Разность между рентабельностью совокупных активов и стоимостью займа равна дифференциалу финансового рычага.
Отношение расходов на проценты к заемному капиталу с учетом налогов равно стоимости заемного капитала.
С учетом того, что финансовый рычаг способен увеличить рентабельность капитала, он повышает и акционерную стоимость. Об этом говорит формула Дюпона, пример расчета которой представлен финансовым рычагом. Благодаря этому можно провести оптимизацию структуры активов. Стоит отметить, что дополнительное увеличение капитала следует проводить до тех пор, пока рычаг будет оставаться положительным. А он приобретет отрицательное значение, как только стоимость займа превысит рентабельность собственного капитала. Формула Дюпона четко отображает значимость этого показателя. Стоит также помнить при этом о финансовой устойчивости, если количество долгов превысит необходимый порог, компанию ждет банкротство.
Граница использования займов
Чтобы обозначить эту границу, формула Дюпона показывает, что разница между собственным капиталом и величиной неликвидных, фиксированных активов должна быть положительной. С учетом полученных значений можно выстроить политику предприятия. Для показателя прибыльности продаж – учет ценовой политики, контроль управления издержками, оптимизация объемов продаж и многое другое.
Оборачиваемость активов затронет управление ими, кредитную политику и систему управления запасами. Структура капитала затронет все сферы капиталовложений и налоги.
Общее оценивание
Рентабельность собственного капитала служит показателем эффективности управления финансами. Эта величина напрямую зависит от принятых решений касательно основных сфер деятельности компании. Если этот показатель изменяется, значит, эффективность бизнеса растет или падает. Посредством рентабельности активов можно проследить эффективность работы с инвестиционным капиталом, поскольку он является связующим между основной и финансовой деятельностью, а также между продажами и активами.
Эффективность управления основной деятельности
Для оценки эффективности управления основной деятельностью используется показатель рентабельности продаж. Данный показатель может изменяться как под воздействием внешних факторов, так и с учетом внутренних нужд компании.
Как пример рассмотрим изменение рентабельности с учетом разных факторов более подробно:
- Рентабельность продаж может увеличиться с учетом того, что темп выручки будет быстрее чем темп затрат, эта ситуация может возникнуть, если вырос объем продаж или изменился их ассортимент. Это положительная тенденция развития компании.
- Затраты снижаются быстрее, чем выручка. Данная ситуация может возникнуть в случае повышения цен на продукцию или смены структуры реализации. В этом случае показатель рентабельности растет, но снижается объем выручки, что, несомненно, не очень положительно отразится на развитии компании.
- Происходит увеличение выручки и снижение затрат, данную ситуацию могут смоделировать повышенные цены, изменение ассортимента или норм затрат.
- Затраты растут быстрее, чем выручка. Причиной может быть инфляция, снижение цен, повышение затрат, изменение структуры продаж. Ситуация достаточно неблагоприятна, необходим анализ ценообразования.
- Выручка снижается быстрее затрат, на это могут повлиять только сокращения объемов продаж. Тут важен анализ маркетинговой политики.