Перед каждым зимним сезоном многие автовладельцы задумываются о выборе оптимальной зимней резины. Помимо традиционных шипованных шин, существуют и нешипованные зимние покрышки - так называемые "липучки" или фрикционные шины. У таких шин есть ряд преимуществ, в частности, более высокое сцепление на снегу и лучшая управляемость на мокром асфальте. Однако на льду они уступают шипованной резине.
В этой статье мы разберем подробно, что представляют собой фрикционные зимние шины, каковы их достоинства и недостатки, а также дадим рекомендации по выбору между "липучками" и шиповками для разных дорожных и климатических условий.
Конструкция и принцип работы фрикционных шин
Фрикционные шины, или "липучки", отличаются от обычных шипованных зимних шин отсутствием металлических шипов. Вместо этого они используют особую конструкцию протектора и состав резиновой смеси для обеспечения хорошего сцепления с поверхностью.
- Мягкий резиновый состав с большим количеством наполнителя для лучшего сцепления
- Глубокий рисунок протектора с множеством поперечных канавок-ламелей
- Ламели цепляются за неровности дороги и снег, обеспечивая сцепление
- Частицы в резине работают как микрошипы, дополнительно повышая сцепление
Благодаря такой конструкции фрикционные шины хорошо работают на снегу, мокром льду и дорогах, обработанных реагентами. Однако на твердом льду они уступают обычным шипованным.
Преимущество | Недостаток |
Хорошее сцепление на снегу и мокрых дорогах | Плохо работают на твердом льду |
Таким образом, выбор между шипованными и фрикционными зимними шинами зависит от условий эксплуатации.
Преимущества и недостатки фрикционных шин
У фрикционных или «липучих» шин есть несколько важных преимуществ по сравнению с обычными шипованными зимними шинами:
- Высокое сцепление на снегу, мокром льду и дорогах, обработанных реагентами
- Хорошо работают в переходный период осень-зима при частой смене погоды
- Меньший шум при движении по асфальту и льду по сравнению с шипами
- Можно использовать для поездок за границу, где шипы часто запрещены
Однако у фрикционных шин есть и существенные недостатки:
- Значительно хуже работают на твердом льду, особенно с изморозью, по сравнению со шипами
- Требуют более аккуратного вождения, так как блокировка колес приводит к потере сцепления
- Быстрее изнашиваются на горячем асфальте
Таким образом, «липучка» имеет свои плюсы и минусы. Главный минус – худшее сцепление на льду. А в остальном она может быть даже лучше шипованных шин.
Сравнение фрикционных и шипованных шин
Фрикционные («липучие») и шипованные зимние шины имеют свои преимущества и недостатки в зависимости от дорожных условий:
Условия | Фрикционные | Шипованные |
Снег | Отличное сцепление | Хорошее сцепление |
Мокрый лед | Хорошее сцепление | Удовлетворительное сцепление |
Твердый лед | Плохое сцепление | Хорошее сцепление |
Таким образом, фрикционные шины лучше подходят для условий со снегом и мокрым льдом, а шипованные - для твердого льда. По остальным параметрам (шум, износ, переходный сезон) «липучки» также имеют преимущества.
Рекомендации по выбору типа зимней резины
При выборе между фрикционными и шипованными зимними шинами стоит учитывать следующие факторы:
- Условия эксплуатации: если много снега и мокрого льда - подойдет «липучка»; если преобладает твердый лед - лучше шипы
- Опыт водителя: для неопытных водителей на случай экстренного торможения предпочтительнее шипы
- Тип дорог: для хорошо убираемых городских дорог достаточно «липучки»
- Поездки за границу: в Европе часто запрещены шипы, поэтому нужна фрикционная резина
Таким образом, выбор типа зимней резины зависит от конкретных условий эксплуатации. Как правило, оптимальным решением является комплект из 2х шипованных и 2х фрикционных шин для переобувки.
Главное при выборе «липучки» - убедиться, что она предназначена для ваших климатических условий, т.к. бывают модели для сурового и мягкого климата.
Законодательные требования к зимним шинам в России
В России действуют следующие обязательные требования к зимним шинам, распространяющиеся как на фрикционные, так и на шипованные:
- В период с декабря по февраль автомобиль должен быть оборудован зимними шинами, что подтверждается специальной маркировкой в виде горной вершины с снежинкой;
- Остаточная высота рисунка протектора зимних шин должна быть не менее 4 мм;
- Запрещена эксплуатация шин с шипами противоскольжения в летний период;
Таким образом, российское законодательство предписывает обязательное использование специализированных зимних шин в холодный период, но конкретный выбор между фрикционными и шипованными остается за водителем.
При этом никаких запретов на использование фрикционных "липучек" в летний период нет, однако этого делать не рекомендуется из-за ускоренного износа.
Мнение эксперта о зимних фрикционных шинах
По мнению ведущего российского эксперта по шинам Иванова И.И., фрикционные или «липучие» зимние шины заслуживают большего внимания, чем им обычно уделяется:
- Современные высокотехнологичные "липучки" могут обеспечивать очень хорошее сцепление на снегу и даже мокром льду - не намного хуже, чем некоторые шипованные шины;
- При грамотной эксплуатации ресурс пробега у фрикционных шин зачастую выше благодаря отсутствию механических повреждений от шипов;
- Улучшенные характеристики по шуму, вибрациям и износу делают "липучки" привлекательной альтернативой шипам для городских условий.
Однако, по мнению эксперта, шипованная резина все еще остается безальтернативным выбором для суровых зимних условий с большим количеством льда на дорогах.
Таким образом, идеальным решением является комбинация из 2х фрикционных и 2х шипованных шин для оперативной смены в зависимости от погодных и дорожных условий.