Любезный читатель! Приглашаю вас отвлечься от манеры письма, свойственной XVIII веку и вслед за мной сосредоточиться на основных идеях великого романа. Прочитав статью, вы поймете, насколько своевременно для Англии XVIII века создал Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»! Краткое содержание романа погружает нас в четыре странствия британского Одиссея – Лемюэля Гулливера, вначале сухопутного врача-хирурга, затем отважного капитана парусников Повелительницы Морей.
Рассмотрим первую часть романа, она глубоко публична. Потерпевший кораблекрушение Гулливер становится пленником лилипутов. Автором тонко высмеивается надуманность концептуальных межпартийных противоречий Лилипутии: о высоте каблуков, с какой стороны разбивать яйцо. Краткое содержание рассказа «Путешествие Гулливера» в художественной форме показывает никчемность двухпартийного кукольного противостояния буржуа. С иронией описана «гуманность» демократического общества страны коротышек. Пленив с помощью «Человека-Горы» вражеский флот, лилипуты затем принимают решение его умертвить. Причем самый гуманный из карликов – Рельдресель, секретарь по тайным делам, предлагает «всего лишь» выколоть Гулливеру глаза, чтобы его физическая сила и далее могла бы служить обществу. (Отбросив яркие краски повествования настоящего мастера, для первой части романа получаем именно такое краткое содержание.) «Путешествие Гулливера» обличает принцип современного Свифту британского общества – «государство превыше всего». Писатель срывает маски, наглядно демонстрирует, что это ведет к жестокости, несправедливости применительно к простому человеку. Доктор богословия показывает, как бесформенная толпа тщедушных карликов, объединенная бесчеловечной государственной идеей, превращается в чудовище. Лемюэль, воспользовавшись проплывающим британским парусником, убегает из этого государства маленьких палачей.
Во второй части романа Гулливер попадает в Бробдингнег – страну великанов. Казалось бы, ситуация просто зеркально изменилась, и даже наивный читатель сможет предсказать для второй части романа его краткое содержание. «Путешествие Гулливера», впрочем, своим дальнейшим сюжетом опровергает эту мысль. Талант великого ирландца и здесь находит свежие краски для своей палитры. Писатель показывает, как бюрократическое огромное государство относится к нуждам и потребностям простого человека, испытывающего насущные потребности. Его разглядывают, с ним разговаривают, как с обезьяной, но все его чаяния сталкиваются с «простодушной наивностью непонимания» гигантов. (Какие великолепные слова подыскал писатель!) Вдумчивый читатель понимает, что «хорошая мина» великанов лишь свидетельство «плохой игры», т. е. несостоятельности обустройства общества толстокожих правителей. В реальной же жизни за такой маской властьимущих стоят жадность, лицемерие, честолюбие, зависть, сластолюбие. Последние слова не придуманы автором статьи, они из рецензии самого Свифта, подчеркнувшего, что вторая часть «ввергла короля в крайнее изумление».
Четвертая, завершающая часть одиссеи Гулливера отправляет нас в страну благородных коней, гуигнгнмов, как они сами себя называют. Им прислуживают человекообразные существа эху. Не кажется ли вам, читатели, что аллегорией является даже это краткое содержание? «Путешествие Гулливера» в его четвертой части - это призыв к людям не калечить себя цивилизацией, бережно сохранять лучшие качества, данные человеку от природы: скромность, любовь, дружбу, верность. Показательно то, что сам Лемюэль Гулливер, которому изначально гуигнгнмы предоставили кредит доверия, предложив жилье у себя, не выдерживает «экзамена на гуманность». Он изгоняется, будучи квалифицирован судом коней как эху.
Настоятель Дублинского собора св. Патрика, доктор богословия Джонатан Свифт не был бунтарем, но был гражданином, болеющим своим большим сердцем за все общество. Про таких говорят, что они - совесть нации. Свифт писал свою великую книгу на рубеже XVII века, ломая рамки традиционной, канонической литературы. Роман-фантастика, роман-путешествие, роман-памфлет, полный сатиры на существующие устои, - это была настоящая «бомба», сенсация, имевшая воздействие на все английское общество XVIII века. Хочется надеяться, что лучшая экранизация «Гулливера» - в будущем, что она ожидает своего Мастера, подобно тому, как «Мюнхаузен» дождался Олега Янковского.