Согласно статистическим опросам, более 90% руководителей ответили положительно на вопрос: «Делегируете ли вы свои полномочия?» Однако мало кто из них смог развернуть ответ и сказать о том, каким образом они это делают и главное - зачем. Что же такое - делегировать? Это действительно нужно?
Преимущества
Вначале попробуем сформулировать четкое определение этому действию: делегировать – это передавать подчиненным часть полномочий руководителя со всеми вытекающими последствиями. Что это дает руководителю? Во-первых, освобождает его время для решения вопросов и задач, которые нельзя ни на кого переложить, а время, как известно, - самое ценное, что есть у делового человека. Во-вторых, это позволяет персоналу нижней ступени нарабатывать опыт, обучаться в профессиональном плане без отрыва от непосредственной деятельности, так сказать, «работать в поле». И в-третьих, делегировать – это значит проводить мониторинг кадров с целью выявления инициативных и толковых сотрудников, способных составить мощную и продуктивную команду, не нуждающуюся в постоянном контроле. Весь процесс курирования заключается в выдаче задания и принятия отчета о его выполнении.
Обратная сторона
Если все так радужно, почему же высшее руководство не спешит делегировать обязанности, предпочитая самостоятельно тонуть в море рутины? Тут может сыграть роль наша «мудрость», гласящая, что хороший результат можно сделать только самому. Кто-то боится потерять контроль над коллективом, уронить свой верховный статус, обнаружить, что его самого можно кем-то заменить, а также мотивом может стать незнание того, кому и что именно поручать. Все эти причины берут истоки в низкой квалификации руководящего звена. Умение делегировать - это лакмусовая бумажка для человека, занимающего шефское кресло любого ранга. Такая должность априори подразумевает способность управлять вверенным коллективом.
Нельзя и можно
Попробуем разобраться в том, какие именно задачи подлежат распределению, а какие остаются приоритетом шефа. Поскольку любая начальственная должность подразумевает широкий спектр действий, то проще всего будет выявить те функции, которые руководителю необходимо оставить себе.
- Мотивация однозначно не подлежит делегированию. Распределение премий, различных бонусов, заработной платы, повышение сотрудников в должностях - все это решается на уровне руководства.
- Постановка стратегически важных целей на любой срок тоже принадлежит только руководителю. Курс всегда задает капитан, он же владеет максимумом информации, необходимой для подобной задачи.
- К этой же категории относятся задания, требующие узкой специализации начальника.
- Безусловно, сюда входят задачи, связанные с риском. Так как оценить результаты таких действий не всегда представляется возможным, ответственность за них должен нести только руководитель. Бывает, что он и сам не всегда имеет представление, в силу объективных причин, о последствиях принятого решения, поэтому не стоит перепоручать подчиненным такие моменты.
Все, что не попало в этот перечень, можно смело «спускать» вниз. Делегировать права и обязанности следует инициативным и ответственным сотрудникам, которые имеют необходимые знания и квалификацию или способны обучаться. В первый раз испытав такой метод работы, можно подумать, что делегирование – это ненадежный инструмент, так как отнимает много времени и сил. Однако через некоторое время все «встанет на колеса», и машина поедет уже сама, а начальник сможет оценить, насколько проще может быть роль руководителя при грамотном подходе.