Мотоцикл "Чезет", производившийся на заводе Ceska Zbrojovka в Чехословакии, пользовался большим спросом в СССР. Хотя его выпускалось меньше, чем основного конкурента - мотоциклов Jawa, "Чезет" считался более дефицитным и спортивным байком.
В статье рассказывается об истории бренда CZ, технических особенностях модели CZ-350 тип 472.5, которая являлась самой популярной в Советском Союзе, ее отличиях от Jawa 634. Также дана информация о текущих ценах на мотоциклы "Чезет" на вторичном рынке.
История бренда мотоциклов CZ
Бренд CZ (Ceska Zbrojovka) берет свое начало в Чехословакии в 1930-х годах. Изначально компания специализировалась на производстве оружия, однако в 1930 году, когда спрос на оружие упал, компания решила диверсифицировать производство и начала выпускать мотоциклы. Первые мотоциклы CZ были копиями популярной в то время модели DKW NZ 350.
Производство мотоциклов продолжалось до начала Второй мировой войны, когда компания вернулась к производству оружия. После войны мотоциклы CZ снова пошли в производство, но уже были унифицированы с другим чехословацким брендом Jawa. Тем не менее, CZ сохранил собственный дизайн и технические особенности.
В СССР мотоциклы CZ начали поставляться в 1970-х годах. Наиболее популярной моделью была CZ 350 тип 472. Из-за меньшего объема производства по сравнению с Jawa, CZ считались дефицитом и пользовались повышенным спросом среди молодежи. Всего в СССР было продано несколько сотен тысяч мотоциклов CZ.
Особенности модели CZ-350 тип 472.5
Модель CZ-350 тип 472.5 была одной из самых популярных моделей мотоциклов «"Чезет"», поставлявшихся в СССР. Она имела ряд конструктивных усовершенствований по сравнению с предыдущими модификациями 472.3 и 472.4.
Одним из главных нововведений стал увеличенный бензобак объемом 18 литров (вместо 13 литров на предыдущих моделях). Это позволило увеличить запас хода и сделало «"Чезет"» более приспособленным для поездок на дальние расстояния.
Также на модели 472.5 была установлена новая телескопическая передняя вилка с ходом 150 мм и резиновыми уплотнителями. Это улучшило плавность хода и управляемость мотоцикла.
Для повышения безопасности появились защитные дуги спереди и сзади, предохраняющие ноги водителя и сам мотоцикл при падении. Также было установлено новое, более удобное сиденье.
Конструктивные особенности модели 472.5 (жесткая рама, компактная компоновка силового агрегата) обеспечивали хорошую устойчивость и низкий центр тяжести, что важно для уверенного прохождения поворотов.
Двигатель мощностью 22 л.с. имел рабочий объем 350 куб.см, что позволяло развивать максимальную скорость около 125 км/ч. Отзывчивость двигателя на газ была хорошей в широком диапазоне оборотов.
В целом «"Чезет"» 472.5 продемонстрировал себя как надежный, динамичный и удобный в управлении мотоцикл. Небольшие недостатки в виде повышенной вибрации на высоких скоростях и отсутствия защитных чехлов цепи компенсировались общим высоким качеством и запоминающимся дизайном.
Модель пользовалась большим спросом в СССР, несмотря на ее относительно высокую по тем временам цену. «"Чезет"» 472.5 стал своего рода «культовым» мотоциклом для целого поколения советских мотолюбителей.
Сравнение CZ-350 и Jawa 634
CZ-350 и Jawa 634 были двумя самыми популярными моделями чехословацких мотоциклов, поставлявшихся в СССР. Несмотря на их внешнее сходство и унифицированные двигатели, эти мотоциклы имели ряд конструктивных отличий.
У CZ-350 применялась одиночная рама, тогда как у Jawa 634 была более прочная дуплексная рама, рассчитанная на эксплуатацию с коляской. Различались передняя и задняя подвески, детали крепления двигателя, картеры, глушители и другие элементы.
Благодаря одиночной раме «"Чезет"» обладал более «мягкой» конструкцией и лучшей управляемостью на плохих дорогах, в то время как «Ява» отличалась большей жесткостью и была ориентирована на эксплуатацию с коляской.
У CZ-350 отсутствовали резиновые чехлы цепи, из-за чего цепь быстрее изнашивалась. Также отмечались проблемы с электролитом от АКБ, засорявшим выхлопную трубу.
Двигатели обоих мотоциклов имели одинаковые характеристики - рабочий объем 350 куб.см. и мощность 22 л.с., что позволяло развивать максимальную скорость около 125 км/ч.
Оба мотоцикла показали себя достаточно надежными, неприхотливыми машинами, способными выдерживать суровые условия эксплуатации. При этом «"Чезет"» стоил дороже «Явы» и ввиду меньших объемов производства считался более дефицитным.
Таким образом, несмотря на общее техническое сходство, CZ-350 и Jawa 634 имели свою специфику и были ориентированы на разный профиль использования. Каждая модель нашла своих поклонников среди советских мотолюбителей.
Текущие цены на мотоциклы CZ на вторичном рынке
В настоящее время мотоциклы CZ представляют интерес в первую очередь для коллекционеров и ценителей советской мототехники. На вторичном рынке цены на эти мотоциклы достаточно высоки.
Связано это с тем, что «"Чезеты" всегда считались дефицитом, а их производство в СССР носило ограниченный характер. К тому же, сохранившиеся экземпляры за десятилетия эксплуатации сильно износились, а найти запчасти к ним непросто.
Средняя цена на работающий, но требующий восстановления мотоцикл CZ-350 начинается от 75 000 рублей. За полностью отреставрированный вариант в хорошем состоянии просят уже около 600 000.
Реальная рыночная стоимость во многом зависит от комплектации, технического состояния конкретного экземпляра, наличия документов и запчастей. Наиболее востребованы модели 1970-1980-х годов выпуска.
К примеру, за CZ-350 тип 472.5 1982 года выпуска с документами в хорошем состоянии с учетом редкости модели можно запросить 450 000 - 500 000 рублей. А вот за «голый» корпус без запчастей и документов придется отдать около 150 000.
В целом, несмотря на высокие цены, спрос на классические "Чезеты" со стороны коллекционеров и почитателей советской мототехники стабильно высок. Эти мотоциклы являются частью истории развития отечественного мотоспорта и мотопрома.
Поэтому для истинных ценителей цена отходит на второй план, главное - возможность приобрести желанный экземпляр легендарного «"Чезет"а», восстановить и сохранить его для потомков.
Преимущества и недостатки CZ 350
Мотоцикл CZ 350 завоевал популярность в СССР благодаря ряду достоинств, хотя имел и некоторые недостатки.
К преимуществам этой модели можно отнести мощный и отзывчивый двигатель рабочим объемом 350 куб.см и мощностью 22 л.с., позволявший разгоняться до 125 км/ч.
Также «"Чезет"» отличался хорошей устойчивостью и управляемостью за счет низко расположенного центра тяжести и жесткой рамы. Мотоцикл славился надежностью и неприхотливостью в эксплуатации.
У финальной модификации CZ 350 472.5 были увеличен бензобак до 18 литров и улучшена подвеска, что сделало его пригодным для дальних поездок. Также 472.5 получила защитные дуги и новое сиденье.
Однако у мотоцикла был ряд недостатков - вибрация на высокой скорости, отсутствие чехлов цепи, неудачная прокладка трубки от АКБ. Кроме того, CZ 350 был дефицитом и стоил дороже сходной по характеристикам «Явы».
Тем не менее, несмотря на некоторые минусы, «"Чезет"» заслуженно снискал популярность благодаря запоминающемуся дизайну, хорошей динамике и надежности конструкции. Этот мотоцикл стал легендой для целого поколения советских мотолюбителей.
Особенности ремонта и реставрации
Ремонт и реставрация мотоциклов CZ имеет свои особенности, связанные с их конструкцией и дефицитом запасных частей.
Главная сложность при восстановлении «"Чезетов" - подбор запчастей. Многие детали унифицированы с «Явой», но есть и специфические элементы крепления, подвески, облицовки, отличающиеся от чешских «собратьев».
Приходится изготавливать недостающие детали самостоятельно или адаптировать узлы от других моделей. Определенные сложности возникают из-за отличий в конструкции рамы и подвески по сравнению с «Явой».
Трудоемким этапом является восстановление двигателя. Нередко требуется проводить расточку цилиндров, шлифовку коленвала, замену поршневых колец, поршней, подшипников. При этом нужно максимально сохранить оригинальные детали.
Сложный момент - восстановление лакокрасочного покрытия в классическом красном цвете. Требуется подбор такого же оттенка краски по образцам сохранившейся оригинальной краски.
Высокая стоимость реставрации окупается ценностью восстановленного экземпляра мотоцикла CZ для коллекционеров и любителей ретро-техники. Учитывая редкость этих мотоциклов, вложения в реставрацию оправданы.
Популярность моделей CZ за пределами СССР
В отличие от советского рынка, где CZ уступал по популярности мотоциклам Jawa, на западе ситуация была иной. За пределами социалистического лагеря модели CZ пользовались спросом благодаря своим техническим характеристикам и дизайну.
Особенно высок интерес к CZ был в Западной Европе, куда экспортировалось значительное количество мотоциклов этой марки. В частности, модели CZ 175 и CZ 250 поставлялись в Великобританию, Францию, Бенилюкс.
Более мощные CZ 350 и CZ 450 также активно экспортировались в страны Западной Европы, где ценились за надежность, неприхотливость, запас мощности и возможность езды с пассажиром.
Немало мотоциклов CZ попало в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. Там они с успехом использовались как для повседневных поездок, так и в спортивных соревнованиях в классе 250-350 куб.см.
Благодаря экспорту, мотоциклы CZ получили известность далеко за пределами Чехословакии и завоевали репутацию качественных, надежных машин. Даже сегодня модели этой марки пользуются спросом у зарубежных коллекционеров ретро-мотоциклов.
CZ 350 для коллекционеров советской мототехники
Мотоцикл "Чезет" 350 тип 472.5 пользовался популярностью среди советских мотолюбителей, несмотря на более высокую цену по сравнению с Явой. Этот чешский байк считался престижным и дефицитным. Сейчас найти "Чезет" в хорошем состоянии непросто, но для настоящих ценителей советской мототехники поиск стоит того.
Приобретение этого редкого мотоцикла - дорогое удовольствие. Цены начинаются от 75 000 рублей за неисправную машину и доходят до 600 000 за отреставрированный экземпляр.
Однако "Чезеты" имеют свои отличительные черты, благодаря которым ценятся коллекционерами:
- Одноцилиндровый двигатель объемом 350 куб.см мощностью 22 л.с., похожий на явовский, но с отличиями в деталях;
- Конструкция заднего крепления к раме и другие картеры отличаются от Явы;
- Одинарная рама вместо дуплексной как у Явы - обеспечивает больший комфорт на проселочных дорогах;
- Характерный дизайн - отличается от Явы передней вилкой, глушителями, пластиком.
Восстановить "Чезет" сложнее, чем Яву, из-за дефицита запчастей. Но для настоящих ценителей советской мототехники это не помеха. Обладание редким "Чезетом", возможно, связанным с воспоминаниями молодости, может стоить затраченных усилий и средств.