«Последний день Помпеи» – одна из самых известных работ Карла Брюллова, великого русского живописца XIX века. Эта монументальная картина принесла художнику мировую славу и по праву считается одним из шедевров мирового искусства. Брюллов работал над полотном около 6 лет – с 1827 по 1833 год. Картина изображает последние минуты гибнущего античного города Помпеи, который был погребен под пеплом и лавой во время извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры.
История создания картины «Последний день Помпеи»
Картина «Последний день Помпеи» была написана Карлом Брюлловым в период с 1830 по 1833 годы. Это одно из самых известных полотен художника, в котором он обратился к исторической теме гибели древнеримского города Помпеи в 79 году нашей эры в результате извержения вулкана Везувий.
Идея создания картины на этот сюжет появилась у Брюллова еще в 1827 году, когда он находился в Италии. Окончательно замысел оформился после посещения художником руин Помпеи и Геркуланума, где он собрал обширный материал - зарисовки пейзажа, архитектурных сооружений, фрагментов фресок.
В 1830 году Брюллов приступил к работе над полотном. Заказчиком картины выступил русский промышленник и меценат А.Н. Демидов, выделивший на ее создание 25 тысяч рублей. Художник тщательно продумывал композицию будущей картины, делал множество эскизов и этюдов. Работа над полотном заняла около 3 лет. Брюллов писал ее в своей римской мастерской на виа Систина.
Завершенная картина «Последний день Помпеи» была представлена публике в Риме в 1834 году. Она имела огромный успех, получила восторженные отклики в прессе и сразу принесла художнику европейскую славу. В 1834-1835 годах картина экспонировалась во Франции, где была удостоена Большой золотой медали на выставке в Лувре. Затем полотно было подарено Демидовым русскому императору Николаю I и помещено в Академию художеств в Петербурге, где также имело огромный успех.
Композиция и сюжет полотна
Картина «Последний день Помпеи» отличается сложной, многоплановой композицией. Она передает атмосферу паники и ужаса, охватившую город в момент катастрофы.
В центре композиции - группа персонажей, пытающихся спастись от настигающей их гибели. Это христианская семья - отец, мать и двое детей. Отец закрывает собой жену и детей, пытаясь защитить их. Его фигура выделяется могучей силой и энергией.
Рядом изображена языческая жрица, бросившаяся к ногам христиан. Она молит их спасти ее, отрекшись от своих прежних верований. Ее поза выражает полное отчаяние и ужас перед лицом неминуемой гибели.
На заднем плане хаотично мечутся люди, пытающиеся спастись бегством. Вдали виднеется Везувий, извергающий пепел и лаву. Небо затянуто тучами пепла. Повсюду царят мрак, паника и хаос.
Брюллов мастерски передает кульминационный момент трагедии, происходящей в городе. Картина полна драматизма и напряженности. Ее многоплановый сюжет и сложная композиция создают ощущение реальности происходящего.
Образы персонажей
В картине «Последний день Помпеи» Брюллов создает яркие запоминающиеся образы, выразительно передающие различные человеческие характеры.
Центральный персонаж - отец христианской семьи. Его фигура полна силы и мужества. Широко распахнутые глаза выражают ужас происходящего, но поза и жесты говорят о твердой решимости защитить близких до последнего.
Его жена, прижавшая к груди младенца, олицетворяет материнскую любовь и заботу. Ее взгляд обращен к небу - она молит Бога спасти детей.
Старший сын семьи, прижавшийся к отцу, выражает детский ужас и беспомощность. Его лицо искажено неподдельным страхом.
Языческая жрица воплощает трагизм гибнущего мира язычества. Ее поза выражает полное отчаяние и мольбу о спасении. Этот образ вызывает сострадание.
Через яркие характеры персонажей Брюллов раскрывает различные грани человеческой натуры в экстремальной ситуации.
Колорит и техника живописи
В картине «Последний день Помпеи» Брюллов демонстрирует блестящее владение колоритом и различными живописными техниками.
Художник использует яркий, насыщенный цвет для передачи эмоционального напряжения сюжета. Контрастные сочетания красного, оранжевого, желтого символизируют пожар и разрушение. Холодные оттенки синего и фиолетового выражают ужас и отчаяние.
Для передачи мрачных туч Брюллов применил эффектную технику мазка - пастозное письмо темными красками. Это создает ощущение хаоса и драматизма происходящего.
Фигуры людей проработаны очень детально с использованием лессировок - тонких прозрачных слоев краски. Это позволило добиться эффекта объемности и выразительности персонажей.
Для передачи световых контрастов Брюллов широко применяет прием светотени - резкого противопоставления освещенных и затененных участков. Это усиливает драматический эффект.
Фон картины и архитектурные детали проработаны довольно импрессионистично, размытыми мазками. Это позволяет сфокусировать внимание на персонажах.
Благодаря выразительному колориту и разнообразным техническим приемам Брюллову удалось достичь поразительной эмоциональной силы воздействия своего полотна.
Символика деталей
В картине «Последний день Помпеи» Брюллов использует множество деталей, несущих глубокую смысловую нагрузку.
Фигура отца христианской семьи, его жесты и поза символизируют защиту и спасение. Образ матери с младенцем олицетворяет христианские ценности - веру, надежду и любовь.
Языческая жрица, бросившаяся к ногам христиан, аллегорически изображает гибель античного мира перед лицом новой христианской эры.
Извергающийся Везувий символизирует разрушительную силу стихии, ничтожность человека перед лицом природы.
Темное, бурное небо, перекрытое тучами пепла, ассоциируется с наступлением конца света, Страшного суда.
Через символику деталей Брюллов усиливает философское и драматическое звучание своего полотна.
Историческая основа сюжета
Сюжет картины «Последний день Помпеи» основан на реальных исторических событиях - извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры, в результате которого погибли античные города Помпеи, Геркуланум и Стабии.
24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, выбросившее в атмосферу огромное количество пепла и горячих пород. Происходили сильные землетрясения. Жители Помпей пытались спастись бегством, но многие погибли под пеплом и от удушья.
Город был засыпан слоем вулканического пепла и лапилли толщиной от 4 до 7 метров. В результате Помпеи и соседние города были полностью погребены и разрушены.
В 1749 году город Помпеи был случайно обнаружен, и с 1763 года начались его раскопки. Раскопки продолжаются до сих пор и представляют уникальную картину жизни древнеримского города, внезапно прерванную катастрофой.
Изображенная Брюлловым трагедия имеет реальную историческую основу, что придает картине особую достоверность и драматизм.
Идейный замысел
В основе картины «Последний день Помпеи» лежит глубокий философско-драматический замысел.
Брюллов стремился передать в своем полотне идею трагизма человеческого бытия, хрупкости цивилизации перед лицом разрушительных сил природы. Гибель Помпей символизирует бренность и конечность всего существующего.
Другой важной идеей является противопоставление языческого и христианского мировоззрений. Язычество олицетворяет жрица, христианство - семья в центре композиции. Их противопоставление подчеркивает торжество новой веры.
Еще один заложенный в картине смысл - это идея ценности человеческой жизни. Брюллов показывает, что перед лицом смерти все равны, независимо от социального статуса и убеждений.
Идейный замысел картины носит универсальный философский и гуманистический характер, раскрывая вечные темы человеческого бытия.
Отзывы современников
Картина «Последний день Помпеи» вызвала восторженные отклики у современников Брюллова. Многие отмечали мастерство художника в передаче драматизма события, реалистичность образов, точность деталей и богатство колорита полотна.
Особенно впечатлила картина зрителей во Франции, куда Брюллов привез ее в 1834 году. Французские газеты писали, что «Последний день Помпеи» достоин кисти Рубенса и что «ни одно полотно не производило такого эффекта со времен Сикстинской Мадонны Рафаэля». Французский художник Орас Верне отмечал «удивительную силу» картины.
В России картина также имела огромный успех. Поэт Василий Жуковский назвал ее «исполненной жизни, страсти, ужаса, величия». Критик Виссарион Белинский писал, что «Последний день Помпеи» «потрясает зрителя, приковывает его взоры, поражает его воображение».
Огромное впечатление картина произвела и на простых зрителей. Когда полотно выставили в Петербурге, на его просмотр выстраивались огромные очереди. «Последний день Помпеи» пользовался невиданной популярностью и любовью публики.
Успех «Последнего дня Помпеи» был колоссальным как в Европе, так и на родине Брюллова. Картина закрепила за художником славу гениального живописца и навсегда вошла в историю мирового искусства.
Выставки
Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова экспонировалась на многих престижных выставках как при жизни автора, так и в последующие годы.
Впервые полотно было показано в 1834 году в Риме в студии самого Брюллова. Экспозиция имела огромный успех, многие посетители специально приезжали в Рим, чтобы увидеть шедевр.
Затем картина демонстрировалась во Франции – сначала в мастерской известного художника Ораса Верне в Париже в 1834 году, а после в Лувре в 1836-1837 годах. Выставка в Лувре также пользовалась большим ажиотажем. После Парижа полотно экспонировалось в Брюсселе и Амстердаме.
В 1837 году «картина Брюллова» была торжественно доставлена в Петербург и представлена в Императорской Академии художеств. На этой выставке картина имела колоссальный успех у российской публики.
В 1842 году полотно экспонировалось в Москве в манеже Кремля. Посмотреть шедевр Брюллова пришло около 10 тысяч человек.
После смерти художника в 1852 году картина неоднократно демонстрировалась на выставках, посвященных творчеству Брюллова. В частности, она экспонировалась в Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1902, 1949 и 1999 годах.
В настоящее время «Последний день Помпеи» представлен в экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Картина занимает центральное место в зале Карла Брюллова. Ежегодно ее видят сотни тысяч посетителей музея.
За почти два века с момента создания шедевр Брюллова демонстрировался на многих престижных выставочных площадках России и Европы. И по сей день «Последний день Помпеи» притягивает внимание зрителей своим драматизмом, реалистичностью и мастерством исполнения.
Влияние на развитие живописи
Картина «Последний день Помпеи» оказала огромное влияние на развитие европейской и русской живописи XIX века:
- Это произведение знаменовало победу романтизма в живописи. До Брюллова господствующим направлением был классицизм с его строгостью и идеализацией образов. «Последний день Помпеи» продемонстрировал, что историческая картина может быть эмоциональной, драматичной, передавать всю палитру человеческих чувств.
- Картина Брюллова повлияла на развитие реализма в искусстве. До этого исторические полотна отличались некоторой условностью. Брюллов же добился высочайшей достоверности в передаче события, человеческих фигур, архитектурных деталей.
- «Последний день Помпеи» задал новые высокие стандарты в технике живописи. Художники восхищались богатством колорита, тонкостью нюансов, смелостью мазка, с которыми Брюллов передал трагедию Pompeii.
- Эта картина оказала воздействие на выбор сюжетов последующих художников. Изображения гибели Помпеи, вулканических извержений, античных руин стали очень популярной темой в живописи благодаря Брюллову.
Среди художников, на которых повлияла картина «Последний день Помпеи», можно назвать таких мастеров, как Иван Айвазовский, Василий Поленов, Илья Репин, Виктор Васнецов, Константин Флавицкий, Франц Рубо и многие другие.
Особенно сильно сказалось влияние этого произведения на творчество учеников самого Брюллова, таких как Алексей Марков, Григорий Чернецов, Константин Крыжицкий. Они переняли у своего учителя пристальное внимание к человеческим эмоциям, стремление к правдивости в живописи.
Благодаря новаторству, мастерству исполнения и глубокому драматизму, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова оказал огромное влияние на развитие европейского и русского изобразительного искусства в XIX веке.
Место в творчестве Брюллова
Картина «Последний день Помпеи» занимает центральное место в творчестве Карла Брюллова. Это главное произведение художника, вобравшее в себя все особенности его живописной манеры и принесшее ему мировую славу.
Работа над этим полотном во многом определила дальнейшее развитие Брюллова как художника. До «Последнего дня Помпеи» он писал преимущественно портреты и небольшие жанровые сцены. Эта монументальная картина потребовала от него колоссального напряжения всех его творческих сил.
Создание шедевра открыло перед Брюлловым новые горизонты в искусстве. После «Последнего дня Помпеи» художник обратился к изображению значительных исторических событий, создав такие полотна, как «Всадница», «Итальянский полдень», «Вид на остров Капри».
Вместе с тем «картина Брюллова» стала своего рода вершиной его творчества. Ни одно последующее произведение художника не произвело такого фурора и не закрепило за ним славу великого мастера живописи.
Даже спустя много лет после смерти Брюллова эту картину называли его главным шедевром. О ней писали: «Это произведение одно может дать понятие о Брюллове как о гениальном художнике».
Таким образом, «Последний день Помпеи» по праву считается центральным произведением в наследии Карла Брюллова, определившим его значение как выдающегося мастера мировой живописи.
Интерпретации и значение
Картина «Последний день Помпеи» допускает множество интерпретаций благодаря богатству идей, заложенных в ней Брюлловым. Это произведение имеет огромное историческое и художественное значение:
- Полотно можно рассматривать как прославление человека перед лицом смерти и рока. Гибель Помпеи показана как величественная трагедия, где раскрываются сила духа, стойкость, сострадание людей.
- Картину часто трактуют как противопоставление человека и стихии. Хаос извержения вулкана контрастирует с гармонией и красотой античных построек, подчеркивая бренность всего сотворенного человеком.
- «Последний день Помпеи» рассматривают как отражение собственных переживаний и мировоззрения художника. В картине воплощены раздумья Брюллова о смысле жизни, стремление примирить классицизм и романтизм.
- Это произведение часто анализируют в социально-политическом контексте эпохи. Трагедия Помпеи становится метафорой грядущих потрясений в Европе 19 века.
Огромное значение «Последнего дня Помпеи» заключается в том, что эта картина стала вершиной русской живописи, закрепив переход от классицизма к романтизму. Брюллов синтезировал академизм в технике исполнения с новым видением исторической картины.
Шедевр Брюллова по праву считается одним из величайших произведений мирового искусства XIX века. Он по-прежнему волнует зрителя глубиной идей, мастерством воплощения, богатством эмоционального воздействия.
Судьба картины
После завершения в 1833 году картина «Последний день Помпеи» была приобретена русским меценатом и промышленником Анатолием Демидовым, заказавшим ее Брюллову. Демидов подарил полотно русскому императору Николаю I.
С 1837 года «картина Брюллова» находилась в собрании Императорской Академии художеств в Петербурге. В 1902 году она была передана в Русский музей, где заняла место в зале Карла Брюллова.
В годы Великой Отечественной войны вместе с другими шедеврами Русского музея полотно было эвакуировано из блокадного Ленинграда сначала на Урал, а затем в Новосибирск, где находилось вплоть до 1944 года.
После возвращения в Ленинград картина была отреставрирована в мастерских Русского музея, пострадав от сырости и резких перепадов температур. Реставрация позволила вернуть шедевру первозданный вид.
В настоящее время «Последний день Помпеи» является главным экспонатом зала Карла Брюллова в Русском музее в Санкт-Петербурге. Ежегодно картину видят тысячи посетителей музея со всего мира.
За почти 200 лет своей истории это выдающееся полотно пережило славу и признание, эвакуацию в годы войны, реставрацию. И сегодня «Последний день Помпеи» восхищает зрителей мастерством исполнения и глубиной замысла.
Любопытные факты
О картине «Последний день Помпеи» и ее создании ходит множество любопытных историй и фактов.
Самым известным персонажем полотна был мальчик, пытающийся вывести отца из города. Его прототипом послужил сын итальянского натурщика Брюллова.
Для написания автопортрета Брюллов поставил перед зеркалом фигуру из воска и «одел» ее в свою одежду. Затем эту фигуру фотографировали.
Чтобы как можно точнее изобразить Помпеи, Брюллов совершил путешествие в Неаполь, осмотрел раскопки, делал многочисленные зарисовки.
Все персонажи картины Брюллов писал с натуры. Античные статуи он копировал в музеях Италии. А фон полотна выполнил по собственным пейзажным этюдам.
Первоначально художник задумывал изобразить на картине только начало извержения Везувия. Но под влиянием событий в Европе решил показать кульминацию трагедии.
За 6 лет работы Брюллов написал около 100 эскизов и этюдов для этой картины, многие из которых сохранились.
Интересные факты о создании этого шедевра позволяют лучше понять замысел художника и особенности его творческого метода.