Брюллов и Пушкин познакомились в Москве, осенью 1836 года они часто встречались в Петербурге. Их отношения, личностные и творческие, продолжались недолго, менее года, но это была плодотворная дружба, которую оборвала смерть поэта. После гибели Пушкина Брюллов сделал эскиз его памятника, думал в дальнейшем принять участие в издании сочинений и нарисовал множество эскизов фронтисписа, а в 1849 году - картину по мотивам «Бахчисарайского фонтана».
История маленького портрета А. С. Пушкина
В 1880 году в Москве, на Пушкинской выставке, внимание посетителей привлекла одна маленькая картина – «А. С. Пушкин». Портрет, выполненный маслом на картоне (12,0 х 8,5 см), значился работой К. Брюллова, поскольку на нем вдоль плеча персонажа виднелась написанная красной краской фамилия художника. Эта картина была также воспроизведена в выпущенном альбоме.
Спустя 19 лет, когда на такой же выставке впервые экспонировался «А. С. Пушкин», портрет работы О. А. Кипренского, ранее хранившийся у сына поэта, на маленькой работе против фамилии автора уже стоял вопросительный знак. Появилось мнение, что подпись «К. Брюллов» - грубо сделанная фальшивка и копирует не автограф художника, а подпись под некой литографией с одного из произведений мастера.
В дальнейшем на основе документальных данных пушкинисты, в частности Н. О. Лернер, опубликовавший в 1914 году статью «Лжебрюлловский портрет А. С. Пушкина», доказывали, что Брюллов портрет Пушкина никогда не писал, хотя и собирался. С тех пор за маленьким произведением искусства закрепилось уничижительное название, постепенно о нем и вовсе забыли. Долгое время он пребывал в частной коллекции, а затем его приобрел Литературный музей в Москве. В 1959 году «лжебрюлловский» портрет был передан во вновь созданный столичный Музей А. С. Пушкина.
Маленький портрет – этюд к картине Кипренского (?)
Но если не Брюлловым, то кем был написан Пушкин? Портрет, называемый «лжебрюлловским», долго считался принадлежащим перу неизвестного художника. Спустя многие годы была сделана попытка доказать авторство О. Кипренского.
Сопоставляя документальные доказательства, манеру письма и другие детали, приверженцы такой версии пришли к выводу, что это - этюд его известной картины - «А. С. Пушкин» (портрет, 1827 год).
Между двумя произведениями имеются вполне объяснимые различия. Этюд – это мгновение жизни, запечатленное художником. Пушкин здесь иной – другое настроение и выражение лица. Есть различия и в написании отдельных деталей, но особенность живописной манеры и общность композиции доказывают, что автор портрета Пушкина (этюда) – О. А. Кипренский.
Сопоставляя исторические факты, подтверждаемые документальными свидетельствами, можно предположить, что работа могла быть выполнена художником в период с 26 мая по 15 июля 1827 года.
Почему Брюллов не написал портрет Пушкина?
Кажется странным, почему знаменитый живописец и портретист, лично знавший Пушкина, не написал портрет своего ровесника, гениального поэта.
Брюллов создал много картин, на которых запечатлел своих современников: русских писателей, художников, архитекторов, общественных деятелей. Но Пушкина нет среди них. Оставшиеся свидетельства друзей и учеников художника говорят о том, что он собирался писать портрет поэта, но не успел это сделать.
Однако некоторые исследователи творчества К. П. Брюллова считают, что Пушкин не был его героем. Живописец слыл мастером жизнеутверждающего «счастливого портрета» и писал людей в минуты их вдохновения или радостного возбуждения. Драма поэта не укладывалась в концепцию творчества Брюллова, потому и «не успел» он написать картину. Это только одно из предположений, прямых доказательств которому нет.
Послесловие
Было бы несправедливо не упомянуть о том, что изложенная здесь версия об авторстве маленького портрета А. С. Пушкина - лишь одна из многих. Например, искусствовед Е. Павлова придерживается мнения, что портрет был все-таки написан Брюлловым, и приводит в защиту этого свои, не менее интересные доводы. Исследования продолжаются, и осталось еще много неразгаданных тайн. Возможно, будущим поколениям повезет больше.