В 1864 году создал поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание произведения будет рассмотрено в настоящей статье.
Историческая обстановка во время написания поэмы
Торжество победившей революционеров-демократов реакции ощущал не только Некрасов. «Железная дорога» - краткое повествование о том, в какие узкие рамки между голодом и непосильным трудом был поставлен весь народ. Ушли из жизни заступники народа, критики-шестидесятники, которых называли «совестью народной»: Добролюбов и Писарев. Отправился в дальнюю ссылку Чернышевский.
Власть в 1861 году неподготовленно, обвально отменила крепостное право. Как известно, 75% поместий в крепостной России были немеханизированы. Патриархальную деревню открыли для капиталистических отношений. Началось обвальное разорение неэффективных хозяйств. На рынок труда вышла огромная масса практически дармовой рабочей силы. Бывшие крестьяне шли на любые работы, практически за еду. Назревали социальные катастрофы. Как размышление о судьбах России в своем журнале «Современник» издает свою же поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее сразу же стало предметом обсуждения всего русского общества.
Сюжет поэмы
Самое драматичное произведение Некрасова начинается буднично. Как будто акварелью написаны первые ее стихотворные строки. Поздняя осень, «лед неокрепший», «река студеная», но на деревьях листья, еще не успевшие «поблекнуть». Лирически начинает свой рассказ Некрасов. «Железная дорога» содержание свое раскрывает перед читателем намеренно постепенно.
Малолетний сынишка в кучерском армячке и его отец-генерал отправились в путь по железной дороге. Сыну, спросившему о том, кто построил ее, отец назвал имя «строителя»: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель…» Но задремавшему в дороге ребенку приснилась правда об этом строительстве, похожая на триллер. Только под страхом голодной смерти можно было решиться на такую работу. Жить в землянке, питаться кое-как, практически не иметь отдыха, страдать от холода и сырости, и при этом изматывающе трудиться по 12-14 часов. Работа спорилась. Иуды-десятники записывали просчеты каждого. Когда же приходило время расчета, десятники обнародовали штрафы, числящиеся за каждым. К выплате получалось совсем немного, а зачастую строители были даже должны. Затем рабочим «дарили» бочку вина, и вопрос об оплате, таким образом, снимался в принципе. Непокорных засекали насмерть. Умерших от болезней и истощения хоронили там же. Дорога, практически, возводилась на костях.
Но в памяти народной осталась память, когда в раздавленном репрессиями обществе гордо и звонко прозвучало произведение Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее следует воспринимать, как попытку автора «увидеть свет», превозмогая «полночную тьму» махровой реакции.
Вывод
История, представленная этой поэмой, правдива и свидетельствует об истинной картине постройки Николаевской железной дороги. Руководил ее строительством беспрекословно верноподданный Николаю I министр путей сообщения генерал-адъютант Клейнмихель Петр Андреевич. Император гордился своим подчиненным. Чествуя его заслуги, даже отчеканили именную золотую медаль, на которой красовался лозунг «Усердие все превозмогает». Его стиль организации строительства был скор, однако всегда сопровождался многими человеческими смертями. Народ люто ненавидел Клейнмихеля. Поэтому новый император Александр II, став на престол, поспешил сменить на посту эту одиозную фигуру.