Все дело в любви к природе, проходящей сквозь всю жизнь писателя. И в отношении к детям. Своих он, болеющий туберкулезом, иметь не мог. А чужим, крестьянским, за свои деньги возводил школы. «Белолобого» Чехов писал в своей усадьбе Мелихово.
Усадьба Мелихово. Уголок, навеявший замысел «Белолобого»
Рассказ Чехова «Белолобый» был написан в 1895 году. Место написания - музей-заповедник, а ранее - усадьба писателя. Он расположен в селе Мелихово близ города Чехова Московской области. Мелиховский период творчества являлся периодом зрелости писателя и самым счастливым временем его недолгой жизни. Уклад жизни Антона Павловича в усадьбе предполагал пребывание на природе, общение с друзьями. Любимцами писателя были две таксы: Хина и Бром. Из воспоминаний известно, что Чеховы много и охотно занимались садоводством, причем росло и плодоносило у них все, что бы они ни посадили. Настоящей страстью писателя были розовые кусты. До сих пор персонал музея заботится об «Аллее любви» и об огороде «Уголок Франции».
Сюжет «Белолобого»
Почему свой рассказ так назвал Чехов: «Белолобый»? Краткое содержание свидетельствует: более достойный персонаж - волчица. У нее хотя бы интеллект присутствует, мышление. Однако щенок - он и есть щенок. Он мил именно своей бестолковостью.Холодной мартовской ночью волчиха отправилась на охоту к человеческому зимовью, находящемуся в четырех верстах от ее норы. В ее логове находились трое волчат, которые были так же голодны, как и она. Она была уже в годах, расцвет сил давно прошел, поэтому довольствоваться приходилось некрупной добычей. Волчица шла к зимовью. Там пожилой сторож Игнат охранял сарай, где рядом с другой скотиной были две овцы, возможно, с ягнятами. Одного из них ей по силам утащить.
Подробно нам пересказывает ее мысли Чехов. «Белолобый» (краткое содержание в частности) как бы знакомит нас с ее логикой мышления, с заботами и страхами. Ей нужно кормить волчат, да и она сама голодна. Она мнительна, ее мысли путаются. (Как видим, Антон Павлович в ее описании щедр на метафоры, наделяя зверя человечьими чертами.) Приходится быть осторожной, у сторожа - большая черная собака по кличке Арапка.
Волчица забралась в сарай, прыгнув с сугроба на соломенную крышу и пробравшись сквозь нее. В сарае поднялся шум, кто-то залаял, овцы прижались к стене. Ей пришлось срочно удирать, опасаясь сторожа с Арапкой, схватив в зубы ближайшего ягненка.
Только отбежав так далеко, что лай перестал быть слышен, она обратила внимание, что живой комочек в зубах – явно тяжелее ягненка. Это был крупный черный щенок с белым пятном на лбу. Природное отвращение не дало ей съесть этого малыша. Она оставила его и побежала ни с чем к норе.
Однако глупыш побежал за ней. Он подолгу ластился к волчице и играл с волчатами. Как-то после одной из таких игр она вторично решила съесть его. Но глупое создание лизнуло ее в нос, от него отвратительно запахло псиной, и волчица окончательно передумала.У любителей творчества классика даже существует версия, почему такой масти выбрал щенка Чехов - белолобый. Краткое содержание ее заключается в хобби писателя: таксах. Бром был черным, Хина - рыжей, а вот Селитра, появившаяся позже, имела светлые пятна.
Вернемся к сюжету. Поскольку его не кормили, как волчат, Белолобый, наигравшись, самостоятельно отправился в зимовье. Пошла туда и волчица. Повторно на охоту. Но увязавшийся за ней глупый щенок, возвратившись домой, радостно поднял лай, и волчице опять пришлось удирать ни с чем. Игнат же, посчитав, что дырку в крыше проделал Белолобый, и весь шум-гам из-за него, с утра задал ему трепку.
Вывод
Рассказ «Белолобый» учит детей понимать природу, любить ее. Автор, иронизируя, надеется, что они вырастут умнее и тоньше, чем сторож Игнат, рассуждающий «техническими категориями»: «полный перед» или «пружина в мозгу лопнула».
Много внимания Антон Павлович уделял крестьянским детям. В окрестностях Мелихово за его средства было построено три школы. Именно для детей написал Чехов «Белолобый». Главная мысль этого произведения, впервые напечатанного журналом «Детское чтение»: людям следует быть внимательнее к животным, пытаться осознать их потребности, тогда и их духовный мир станет глубже. Окружающая природа - тонка, ее нужно понять, а не относиться к ней механически, упрощенно.