В истории отечественного автопрома свою нишу занимают интересные машины – мотоколяски. Похожие по принципам действия и на автомобили, и на мотоциклы, они по своей сути не являются ни тем, ни другим. Последним представителем данного класса машин стала мотоколяска "СЗД". Продержаться в производстве ей удалось аж до 1997 года. Что же это за агрегат, и зачем он был нужен?
Необходимость создания транспорта для инвалидов
Во второй половине 20-го века мировая автомобильная промышленность развивалась семимильными шагами. Улицы европейских городов постепенно заполнялись машинами. В Советском Союзе не у всех была возможность приобретения личного автомобиля. При этом государство все же старалось проявлять заботу о своих гражданах. К тому же в стране, пережившей страшную войну, появилось большое количество людей с ограниченными возможностями. В связи с этим возникла идея создания недорогого транспортного средства для обеспечения потребностей этой категории граждан. Машина должна была получить кузов небольшого автомобиля и двигатель от мотоцикла. Инвалидная мотоколяска "СЗД" стала венцом эволюции таких транспортных средств. Их распределением между гражданами занимались органы соцобеспечения. Выдавались они на 5 лет. Через два с половиной года машине полагался бесплатный ремонт. По истечении эксплуатационного срока мотоколяска "СЗД" сдавалась обратно взамен на новую.
Исторические предшественники
В 1952 году на свет появилась "С-1Л". Кузов мотоколяски по форме напоминал утюг, так как имелась задняя ось с двумя колесами, а спереди колесо было только одно. Это иногда могло создавать трудности при езде по грунтовой дороге в ненастную погоду. Машине приходилось самостоятельно прокладывать себе третью колею по центру. Кроме того, такое распределение опорных точек обеспечило коляске слабую устойчивость. Это представляло серьезную опасность для водителя, поскольку при двигателе в 7,5 л. с. аппарат мог развить скорость до 55 км/ч. Все же коляска дарила своему обладателю определенный комфорт. Складывающаяся брезентовая крыша успешно защищала его от осадков.
Модель "С-3А"
В 1956 году, после кардинальной модернизации предыдущей модели, в серийное производство поступила мотоколяска "С-3А". Она оснащалась мотоциклетным двигателем ИЖ-49, который имел уже 10 л. с. Несмотря на такую солидную прибавку в мощности, проходимость машины не улучшилась. Коляска получилась слишком тяжелой (425 кг) и прожорливой (5 л на 100 км). Не радовала производителя и высокая себестоимость модели.
Мотоколяска "СЗД" – последний представитель в классе
Недостатки предыдущего варианта конструкторы попытались исправить в "С3Д", выпущенной в 1970 году. Модель оснастили новыми гидравлическими тормозами торсионной задней подвеской и новой отопительной системой салона. Улучшенный двигатель мотоколяски "СЗД" в 12 л. с. добавил ей мощности. Машина вместо брезента получила металлическую крышу. Длина кузова составила 2,6 м, а его масса – почти полтонны. В целом, нельзя сказать, что мотоколяска "СЗД" оправдала все ожидания потребителей. Однако в истории, несомненно, сохранится след самой идеи о том, как можно получить гибрид автомобиля и мотоцикла.