Боярыня Морозова: старообрядческая исповедница или жертва времени?

Картина «Боярыня Морозова» кисти Василия Ивановича Сурикова, написанная в 1887 году, по праву считается одним из выдающихся произведений русской живописи XIX века. На полотне изображен драматический момент из жизни боярыни Феодосии Морозовой, которая за свои старообрядческие убеждения была осуждена церковным судом и отправлена в ссылку.

Картина произвела настоящий фурор после своего первого публичного показа на XV Передвижной выставке в 1887 году. Острые дискуссии вызвал не только революционный для своего времени реалистический стиль Сурикова, но и сама тема полотна, которая нашла живой отклик в российском обществе.

История создания картины «Боярыня Морозова»

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». С так называемой пространной редакцией этого документа будущего художника познакомила его крестная Ольга Матвеевна Дурандина, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище.

Ключ к образу главной героини дала Сурикову увиденная однажды ворона с черным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа.

Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации.

При работе над картиной Суриков подолгу наблюдал за оттенками снега, которых на полотне насчитывают десятки; неслучайно современники называли его работы «цветовыми симфониями».

Сюжет картины и его историческая основа

боярыня морозова

На картине «Боярыня Морозова» изображена сцена отправки боярыни Феодосии Морозовой, одной из лидеров старообрядчества в XVII веке, в ссылку. Сюжет основан на реальных исторических событиях и тексте «Повести о боярыне Морозовой».

Согласно «Повести», в ноябре 1671 года сестры-старообрядки Феодосия Морозова и Евдокия Урусова были отправлены из московской тюрьмы в Чудов монастырь. Когда сани с Морозовой поравнялись с монастырем, она «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше» - то есть подняла руку в традиционном старообрядческом двуперстном крестном знамении.

Художник точно передал описанный в «Повести» эпизод - момент проезда Морозовой в санях мимо Чудова монастыря. Боярыня изображена в цепях, с поднятой в двуперстном крестном знамении рукой. Вокруг нее изображена толпа москвичей, по-разному реагирующих на происходящее.

В образе Морозовой воплощены черты фанатичной преданности старой вере. Ее решимость идти до конца за свои убеждения производит сильное впечатление на окружающих. Так Суриков подчеркивает значимость и мужество этой женщины-исповедницы.

Фигура Морозовой становится композиционным и смысловым центром картины. Вокруг нее сгруппированы персонажи, выражающие разное отношение к происходящему. Некоторые сочувствуют боярыне, другие глумятся и издеваются. Но в целом Морозова предстает трагическим символом уходящей старой Руси.

Композиция полотна и художественные особенности

Композиция картины «Боярыня Морозова» отличается динамизмом и многоплановостью. Центральное место в ней занимает фигура самой Морозовой в розвальнях. Вокруг нее художник группирует многочисленные персонажи, изображающие толпу.

боярыня морозова

Фигуры людей на полотне даны крупным планом, перспективная глубина отсутствует. Это придает ощущение тесноты и давки на улице. Толпа как бы обступает Морозову, и зритель также оказывается вовлеченным в происходящее.

Важную роль в картине играет пейзаж. Художник тщательно проработал детали зимнего городского пейзажа - снежную мостовую, запорошенные снегом крыши. Реалистично переданы оттенки цвета снега, что создает ощущение холода.

Большое внимание уделено передаче разнообразных человеческих типов и характеров. Лица и фигуры второстепенных персонажей выполнены с тщательной детализацией. Особенно яркие образы созданы юродивого и нищенки, идущих вслед за санями.

В цветовой гамме полотна господствуют холодные тона зимнего пейзажа. Это создает аскетичный колорит, оттеняющий одинокую фигуру Морозовой. Единственным ярким пятном выступает ее черная шуба на общем бело-голубом фоне.

Таким образом, несмотря на кажущуюся хаотичность и многолюдность, композиция картины продумана и подчинена главной задаче - созданию образа фанатичной исповедницы Морозовой.

Общественный резонанс вокруг картины

Картина «Боярыня Морозова» вызвала большой общественный резонанс после своего появления на 15-й передвижной выставке в 1887 году. Зрители и критики активно обсуждали это полотно, иногда вступая в острые споры по поводу его достоинств и недостатков.

Многие в образе Морозовой видели параллели с героями своего времени - народниками и революционерами, сознательно шедшими на жертвы ради своих идеалов. Этот героический пафос полотна им импонировал.

Другие, напротив, усматривали в фанатизме Морозовой отрицательные черты средневекового мракобесия и отсталости. Они считали, что художник этим образом прославляет реакционные тенденции прошлого.

Были и те, кто воспринимал картину просто как яркое зрелище, не вдаваясь в исторические параллели. Многолюдность персонажей и «ковровая» фактура полотна наводили их на мысли о «пестром восточном ковре».

Оценки критиков и значение полотна

Картина «Боярыня Морозова» вызвала неоднозначную реакцию критиков. Одни восхищались реализмом ее исполнения и глубоким психологизмом образов. Другие указывали на композиционные недостатки.

Положительно оценил работу известный критик Владимир Стасов. Он назвал это «первой из всех наших картин на сюжеты русской истории» и отметил мастерство Сурикова в передаче национального колорита.

Писатель Всеволод Гаршин восторгался реализмом изображения толпы москвичей и образом самой боярыни Морозовой. По его словам, «изможденное лицо фанатички, отдавшейся одной мечте» надолго остается в памяти.

Высоко оценили новаторство Сурикова деятели объединения «Мир искусства». Им нравилось, что художник отходит от традиций академизма в пользу импрессионистической манеры письма и декоративности.

Таким образом, несмотря на критику со стороны консервативно настроенных оппонентов, картина «Боярыня Морозова» сыграла большую роль в развитии исторической живописи, открыв путь реализму и новаторству в этом жанре.

Влияние картины на дальнейшее творчество Сурикова

Создание картины «Боярыня Морозова» оказало большое влияние на дальнейшее творчество Василия Сурикова. Успех этого полотна во многом определил обращение художника к темам русской истории и утвердил реалистическую манеру его письма.

После «Боярыни Морозовой» Суриков создает такие шедевры исторического жанра, как «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком». В них он развивает и совершенствует художественные принципы, найденные в работе над образом старообрядческой мученицы.

Картина 1887 года открыла Сурикову путь к созданию масштабных полотен на исторические темы, глубоко национальных по духу. Опыт разработки многолюдных сцен и психологически достоверных образов, приобретенный при работе над «Боярыней Морозовой», активно использовался художником в его зрелом творчестве.

Таким образом, эта картина стала важной вехой в формировании Сурикова как крупнейшего русского живописца, посвятившего свое искусство драматическим коллизиям отечественной истории.

«Боярыня Морозова» в контексте исторической живописи XIX века

Картина «Боярыня Морозова» занимает особое место в контексте развития русской исторической живописи XIX столетия. В это время исторический жанр переживал расцвет, но господствовала академическая традиция изображения значимых событий прошлого.

Суриков новаторски подошел к решению исторической темы. Вместо изображения великих баталий или ключевых персон он обратился к бытовой сцене из народной жизни XVII века. Его Морозова — не знатная боярышня, а фанатичная раскольница, окруженная простыми горожанами.

Ранее в исторической живописи не было такого пристального внимания к психологии рядовых обывателей ушедшей эпохи. Реализм и достоверность суриковских образов явились новым словом для этого жанра.

Отказ от парадности, монументальных форм в пользу жанровой сцены сблизил полотно с передвижничеством. Но Суриков шире использовал декоративные элементы. Это предвосхитило стилистику модерна в исторической картине.

Судьба картины после создания

Картина «Боярыня Морозова» была впервые представлена публике на 15-й передвижной выставке в 1887 году. Она сразу же привлекла всеобщее внимание и вызвала неоднозначную реакцию. Многие критики отмечали реализм полотна, мастерскую передачу характеров и настроения эпохи. Однако представители академических кругов критиковали композицию картины и обилие деталей.

Несмотря на противоречивые отзывы, «Боярыня Морозова» имела большой успех у публики и была приобретена Павлом Третьяковым для своей знаменитой галереи за 25 тысяч рублей - по тем временам огромную сумму. Эта покупка стала одним из самых громких приобретений Третьякова.

После передачи коллекции Третьякова в дар Москве в 1892 году, «Боярыня Морозова» заняла почетное место в экспозиции нового музея. С тех пор она остается одним из главных экспонатов Третьяковской галереи, привлекая внимание посетителей своим драматизмом и реалистической передачей исторической эпохи. За более чем 130 лет существования полотно несколько раз реставрировалось, чтобы сохранить его для будущих поколений.

Таким образом, после создания картина «Боярыня Морозова» сразу получила признание как одно из выдающихся произведений русской живописи. До сих пор это полотно Василия Сурикова по праву считается жемчужиной коллекции Третьяковской галереи и шедевром русского искусства XIX века.

«Боярыня Морозова» как главный экспонат Третьяковской галереи

После того, как полотно стало частью коллекции Третьякова, оно надолго обрело свой дом в стенах галереи. За все годы картина «Боярыня Морозова» оставалась одним из самых узнаваемых произведений Третьяковки, наряду с «Явлением Христа народу» Александра Иванова и «Три богатыря» Виктора Васнецова. Даже в советские времена, когда историческая тематика не приветствовалась в искусстве, картина не утратила своего значения.

Можно с полным правом сказать, что «Боярыня Морозова» стала настоящим символом Третьяковской галереи, одним из главных произведений в ее обширном собрании. Каждый посетитель музея обязательно знакомится с этим выдающимся полотном, запечатлевшим такой драматический и колоритный момент российской истории.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 10
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Правильно сказано в статье, что картина побуждает узнать больше о боярыне Морозовой, о таких русских людях с несгибаемой волей.
В Москве год назад поставили памятник Владимиру Кровавому. И в такой ситуации я бы сказал - ни тому человеку поставили памятник! Пропаганда религии, чуждой нам, работает классно...
Копировать ссылку
0
А староверов, к коим пренадлежала боярыня Морозова, крестил в свое время не князь Владимир? )) Боярыня Морозова была не язычницей и не Перуну и Велесу с Даждьбогом оклонялась, она была староверкой, но христианкой. Не знаю, что чуждо вам лично, но думаю, что Морозова не считала Владимира кровавым. А вам прсото не хватает немного образования.
Копировать ссылку
0
Удивительной, непоколебимой СИЛЫ духа женщина. Судить легко всегда, а что бы Вы сделали в подобной ситуации?! Не знаю, откровенно говоря, смогла бы я, думаю что время формирует Героев "своего времени". В средневековье это были бунтари, не согласные с властью. И дело здесь не только в вере, Вера я считаю, лишь прикрытие для устранения. По крайней мере в те дикие времена
Копировать ссылку
1
Жаль, что мало кто живет своими убеждениями сегодня: всех учат , все учатся.. Боярыня Морозова скорее всего сама познавала истинную веру, раз так и не смогла от нее отказаться ... Вера приходит через жизнь, через учение, обучение, приходит образование.. Мое личное мнение, что никакие религиозные книги (которыми забивают сегодня мозги все религии)не пробудят в человеке таких качеств и убеждений.. Да и духовное наставничество тоже это чей то опыт или пересказ прочитанных и осмысленых книг...
Копировать ссылку
2
Картина шедевр. Суриков гений. Всматриваясь в картину, погружаешься в ту эпоху. И видишь Не просто лица, а их жизни, их мысли.Я очень часто хожу в одежде той эпохи (работаю в театре), поэтому для меня эти люди еще больше кажутся живыми. Хоть я и не одобряю все эти религиозные войны и так же не одобряю смерть из-за спора чей воображаемый друг лучше, но картина мне очень нравится.Я могу на нее часами смотреть
Копировать ссылку
2
ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД СИЛОЙ ЕЕ ВЕРЫ. НИКТО НЕ ИМЕЛ ПРАВА КАЗНИТЬ ЕЕ. ГОСПОДУ ПРОТИВНА ЛЮБАЯ ЖЕСТОКОСТЬ.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.