Традиционные росписи отличаются по цветовой гамме, тематике, используемым материалам. Например, знаменитая хохлома выполняется на дереве в красно-золотистых тонах с растительным орнаментом. Гжель же рисуется голубой краской по белому фарфору.
Исторические корни
Роспись как вид декоративно-прикладного искусства зародилась на Руси в глубокой древности. Уже в IX-X веках появляются первые упоминания о волховской росписи, которая использовалась для украшения посуды, мебели и других предметов быта. Со временем росписью стали декорировать не только утварь, но и стены жилых помещений.
К XII веку относятся первые известия о городецкой росписи – одном из древнейших и узнаваемых видов славянского декоративно-прикладного искусства. Первоначально мастера черпали вдохновение в орнаментах византийских рукописей, со временем городецкая роспись обрела уникальный национальный колорит и самобытность.
В эпоху Московского царства роспись прочно вошла в быт знати и купечества. Роскошно декорированные терема и палаты с лазурными узорами на стенах свидетельствовали о богатстве и знатности владельцев. Однако удовольствие это было недешевым – так, стоимость расписать одну стену могла сравниться со стоимостью коровы.
В XVII-XVIII веках росписью стали украшать не только стены, но и мебель, посуду, другие предметы обихода. Это способствовало развитию художественных промыслов и появлению все новых школ и техник росписи – хохломы, гжели, жостова, палеха и многих других, которые и по сей день радуют нас своим великолепием.
Основные школы и техники
На протяжении веков на территории России складывались различные художественные школы, каждая из которых выработала свой неповторимый стиль росписи. Это многообразие техник и приемов поражает воображение и по сей день. Рассмотрим основные направления росписи подробнее.
- «Золотая хохлома» - один из популярнейших и узнаваемых стилей росписи. Для нее характерно сочетание черного, красного, зеленого и желтого цветов с обильным использованием золота. Традиционные мотивы – растительные и цветочные.
- Филимоновская игрушка. Яркие, жизнеутверждающие сюжеты и персонажи навеяны фольклором и крестьянским бытом. Используются все цвета радуги.
- Гжель. «Синяя керамика» с белым кружевным узором – визитная карточка этой школы росписи подмосковья. Традиционные мотивы – цветочные и растительные.
- Палех – центр иконописи и лаковой миниатюры. Для росписи характерно сочетание черного фона с ярким многоцветьем сюжетных композиций.
- Городецкая роспись. Узнаваемый «солнечный» стиль с преобладанием желтого цвета и бытовыми сюжетами.
Помимо перечисленных школ, существуют десятки региональных центров народного творчества, где бережно хранят и развивают традиции местной росписи – каргопольской, мезенской, жостовской, нижнетагильской и многих других. Каждая из этих школ также уникальна, а вместе они составляют поистине бесценное достояние отечественной культуры.
В наши дни традиции художественной росписи получают новый импульс к развитию. Современные художники, вдохновляясь классикой, создают авторские произведения в технике росписи на самые разные темы – от космических пейзажей до модных тенденций. Это еще одно доказательство того, что искусство росписи живо и продолжает радовать нас своим неиссякаемым разнообразием и красотой.
Виды росписи по регионам России
Наша страна удивительно богата и разнообразна. И это многообразие нашло свое отражение в традиционной культуре народов России, в том числе в искусстве росписи. Даже в рамках одного региона зачастую складывалось несколько самобытных художественных школ. Рассмотрим наиболее яркие примеры.
- «Северная роспись» - общее название для нескольких школ росписи Русского Севера, таких как мезенская, каргопольская, борецкая. Для них характерно сдержанная цветовая гамма с преобладанием красного, черного и белого.
- Городецкая роспись – одна из старейших школ росписи, зародившаяся на Волге. Узнаваемый «солнечный» стиль с обилием желтого цвета.
- Пермогорская роспись - яркие красочные композиции c фольклорными мотивами. Родина знаменитой «пермской звериной» манеры.
- «Кистевая роспись» - общее название нескольких южнорусских школ народного искусства с преобладанием свободного мазка.
- Гжель - всемирно известный промысел по росписи керамики в Подмосковье. Фирменный стиль - синий цвет с белой ажурной вязью узоров.
Помимо перечисленных, существуют десятки региональных особенностей росписи – вологодская, псковская, нижнетагильская, рязанская, владимирская и многие другие. Каждая со своим колоритом, тематикой, излюбленными мотивами. Это богатство школ и техник составляет гордость российского декоративно-прикладного искусства.
Отметим, что география художественных промыслов в наши дни не ограничивается местами их исторического бытования. Благодаря энтузиастам традиции гжели, хохломы, городецкой и других росписей возрождаются и развиваются во многих регионах страны. Это еще одно свидетельство неиссякаемой жизненной силы этого прекрасного вида искусства.
Современное развитие традиций
Несмотря на солидный возраст, искусство росписи отнюдь не кануло в Лету вместе с ушедшими эпохами. Напротив, оно продолжает активно развиваться и в наши дни, обретая новые формы и направления.
Во-первых, классические центры народных художественных промыслов – Хохлома, Палех, Жостово, Гжель и другие – продолжают свою деятельность, сохраняя традиции школы и воспитывая новые поколения мастеров. Их изделия пользуются постоянным спросом в России и за рубежом.
Во-вторых, в последние годы отмечается настоящий бум интереса к росписи в декоративно-прикладном творчестве и интерьерном дизайне. Керамическая плитка, мебель, посуда, декоративные панно и многие другие предметы интерьера украшаются росписью в традиционных народных стилях или авторской технике.
• Возрождение традиционных промыслов в новых регионах | Распространение росписи в интерьерном дизайне |
• Появление стилизаций и авторских техник | Использование современных материалов |
Наконец, в сфере профессионального станкового искусства также происходит переосмысление и развитие традиций росписи. Художники обращаются к этой технике для воплощения самых разнообразных идей – от декоративно-орнаментальных композиций до монументальных полотен и арт-объектов. Это свидетельствует о неисчерпаемом творческом потенциале росписи как вида изобразительного искусства.
Заключение
Роспись - это вид декоративно-прикладного искусства, цель которого украшать различные предметы быта, интерьеры узорами. В России насчитывается более 200 разновидностей такого художественного ремесла. Каждый регион славится своими традициями росписи по дереву, керамике, металлу. Это национальное достояние передается из поколения в поколение.