Лоцман - это высококвалифицированный специалист, который проводит морские и речные суда по опасным участкам фарватера при входе в порт или выходе из него. Без помощи лоцмана капитану корабля было бы очень сложно безопасно пройти узкие каналы, мимо отмелей и скал.
Обязанности лоцмана
Основные обязанности лоцмана включают проводку судов по фарватеру и обеспечение безопасности судоходства. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта, используя свои знания местных условий:
- Изучение глубин, течений, приливов и навигационных опасностей на фарватере
- Выдача рекомендаций капитанам по оптимальному курсу и скорости судна с учетом его особенностей и погодных условий
Лоцман должен постоянно отслеживать изменения на фарватере и вносить корректировки в схемы движения судов. Чем занимается лоцман - обеспечивает безопасность мореплавания в опасных прибрежных водах.
Лоцман несет ответственность за правильность выданных рекомендаций, хотя окончательное решение остается за капитаном судна. Лоцман - это кто? Опытный навигатор, знающий фарватер.
Требования к профессии лоцмана
Профессия лоцмана предъявляет высокие требования к кандидатам. Чтобы стать лоцманом, нужно пройти специальную подготовку и получить лицензию:
- Начальное профессиональное образование в области судовождения, желательно высшее образование в мореходном вузе.
- Опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 2-3 лет.
- Знание устройства судов, правил маневрирования, навигационного оборудования.
- Отличное знание фарватера и особенностей местной навигации.
Лоцман должен обладать хорошей физической выносливостью, устойчивостью к морской болезни. Также важны навыки быстрого принятия решений, стрессоустойчивость, коммуникабельность.
Лоцман - это высококвалифицированный навигационный специалист, прошедший многолетнюю подготовку и имеющий большой практический опыт ведения судов.
Для получения лицензии лоцмана претендент сдает теоретический экзамен и проходит проверку навыков пилотирования под наблюдением опытных лоцманов-наставников. Лицензия выдается на право лоцманской проводки в конкретном порту или на участке акватории.
Перспективы профессии лоцмана
Несмотря на активное внедрение новых навигационных технологий, профессия лоцмана остается востребованной и перспективной.
Развитие морских портов, увеличение грузопотоков, строительство новых терминалов для перевалки нефти, газа, контейнеров создает потребность в квалифицированных кадрах лоцманов.
Лоцман - профессионал, который будет нужен для обеспечения безопасности судоходства еще долгое время, несмотря на технический прогресс.
Перспективны специализации лоцманов по обслуживанию крупнотоннажных судов, работе на шельфовых месторождениях, ведению экологического мониторинга акваторий.
В будущем лоцманы будут тесно взаимодействовать с береговыми службами управления движением судов, используя возможности систем спутниковой навигации и цифровых карт для оптимизации маршрутов.
Риски в работе лоцмана
Работа лоцмана связана с рядом рисков и сложностей. Во-первых, лоцману приходится работать в любую погоду – в жару, холод, дождь, снегопад. При этом он должен четко и ясно оценивать обстановку, принимать правильные решения относительно маршрута и скорости движения судна.
Во-вторых, существуют риски, связанные с переходом лоцмана с лоцманского катера на проводимое судно – особенно в штормовых условиях. Лоцман может поскользнуться, упасть в воду и получить травмы. Также существует угроза застревания между катером и судном.
Кроме того, на борту судна лоцман может пострадать от взрыва, пожара, столкновения при аварии. Он находится в зоне повышенной опасности, поскольку проводимые суда часто перевозят опасные и взрывоопасные грузы.
Также среди профессиональных рисков лоцмана можно отметить перегрузки и перенапряжение зрения из-за постоянного наблюдения за морской и навигационной обстановкой. Со временем это может привести к проблемам со здоровьем.
Отдельно стоит сказать о психологическом давлении, с которым сталкивается лоцман. От его решений и действий зависят судьбы экипажа и груза на борту. Поэтому лоцман всегда находится в состоянии стресса и высокой ответственности за принимаемые решения.