Изучаем корень слова и орфограммы в нем

В начальной школе закладываются знания по всем основным предметам, которые будут очень важны в дальнейшем обучении ребенка. Особое внимание отводится русскому языку и изучению основных правил и понятий. Среди них важное место занимают знания о речи и ее составляющих, в том числе такое понятие, как корень слова.

Это понятие абстрактное, поэтому дети чаще всего испытывают трудности в его изучении. Правильно объяснить и показать на практике его значение, а также основные орфограммы, которые в нем встречаются – задача хоть и сложная, но вполне выполнимая.

Нужно отметить, что корень слова является его единственной обязательной составляющей. Другие морфемы могут отсутствовать в тех или иных словах, а вот без корня слов не бывает, причем некоторые из них могут состоять только из этой части. Говорить о том, что данная морфема несет в себе лексический смысл всего значения слова правильно, но это не является единственной главной характеристикой, так как некоторые слова (например, большинство служебных или собственные существительные) имеют корень, встречающийся только в них и больше нигде.

Самым простым способом для того, чтобы выделить корень слова, является подбор словоформ и однокоренных слов. Для школьников, которым чаще всего не дают сложные случаи, этого вполне достаточно. Однако важно, чтобы примеры содержали разнообразные морфемы и были не аналогичные (с приставками, без них, с суффиксами, окончаниями и т. д.). Стоит отметить, что в некоторых основах существуют беглые гласные или чередующиеся согласные (например, брать-беру, корни бр- и бер-; бегу-бежать, корни бег- и беж-). Поэтому ориентироваться в выделении этой морфемы, так же, как и в подборе однокоренных слов, следует и на лексический смысл, который здесь содержится.

Одной из основных орфограмм, изучающихся уже во втором классе, являются парные согласные в корне слова. Речь в данном случае идет о звонких и глухих звуках, которые на письме обозначаются той или иной буквой, в зависимости от проверки. Дети в этом возрасте, в большинстве случаев, пишут то, что слышат, поэтому и необходимо научить их правильно находить нужную букву. Для проверки данной орфограммы следует подобрать парные слова, в корне слова которых будет нужный звук. Однако в одном из случаев он будет в слабом положении, то есть на конце слова либо в сочетании группы согласных, а в другом – в сильном. К примеру, слово "снег", в данном случае звонкий звук Г слышится не отчетливо, более приближенный к глухим Х или К. А в словоформе снега уже отчетливо слышится звонкий звук, который необходимо обозначить на письме в обоих случаях.

Так как младшие школьники еще плохо воспринимают теоретические знания, то стоит больше показывать примеров на практике. Лучшим вариантом для объяснения материала будет вначале выполнить несколько упражнений таким образом, чтобы дети самостоятельно смогли сформулировать правило и понять его принцип, так как такие знания будут наиболее крепкими.

Еще одна орфограмма, не менее важная, это чередующиеся гласные, написание которых зависит от нескольких факторов. В этом случае затруднение может вызвать выделение корня слова, который может различаться по звучанию, например, заросли и растение. Корень здесь будет рос- и раст-, при этом стоит обратить внимание в первую очередь на лексическое значение, которое в них содержится.

Нужно сказать, что для того, чтобы изучить корень слова и орфограммы, которые он содержит, отводится достаточно большое количество часов в программе как начальной, так и средней школы. При этом большую их часть стоит потратить не на изучение теоретического материала, а на практические занятия, которые позволят закрепить знания детей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.