Люстрация: что это такое и зачем она нужна

Люстрация представляет собой комплекс мер по проверке лиц, занимающих или претендующих на ответственные государственные должности, на предмет их сотрудничества с предыдущим недемократическим режимом.

Цель люстрации - не допустить к управлению государством людей, скомпрометировавших себя сотрудничеством с диктаторским режимом. Люстрация обычно проводится после смены политического строя в стране.

История люстрации

Люстрация — это процесс проверки лиц, занимающих ответственные государственные должности или претендующих на них, на предмет их сотрудничества с прежним недемократическим режимом.

Термин «люстрация» происходит от латинского слова lustratio, что означает «очищение через жертвоприношение». Хотя отдельные элементы люстрации применялись и ранее, в качестве целостной системы мер люстрация возникла в начале 1990-х годов в странах Восточной Европы после падения там коммунистических режимов.

Первые люстрационные законы были приняты в 1991—1992 гг. в Чехословакии, вскоре разделившейся на Чехию и Словакию. Эти законы запрещали бывшим сотрудникам органов госбезопасности коммунистического режима занимать определенные должности в органах власти и госуправления.

  • В 1993 году в Чехии был принят закон о незаконности коммунистического режима, возложивший ответственность за преступления коммунистической власти на Коммунистическую партию и ее руководство.
  • Более мягкие формы люстрации применялись в Венгрии и Словакии. В Венгрии в обмен на мирную передачу власти коммунисты сохранили за собой больше прав, в Словакии влияние компартии оставалось сильным и после падения социализма.
  • Люстрацию с разной степенью жесткости проводили также в Польше, странах Балтии, Болгарии, Албании.

В современном понимании люстрация — это комплекс законодательных мер новой власти, направленных на недопущение в органы государственной власти лиц, которые сотрудничали с прежним недемократическим режимом либо по другим мотивам расцениваются правящей элитой как политически неблагонадежные. Цели люстрации — восстановление исторической справедливости и недопущение «контрреволюции».

Черно-белая фотография Леха Валенсы на митинге Солидарности в Гданьске с мегафоном в руках

Люстрация в Польше

Люстрация в Польше была одной из наиболее масштабных и последовательных среди стран Восточной Европы, перешедших от коммунистических режимов к демократии. Первые шаги по люстрации были сделаны еще до формального падения социалистического строя - в 1989 году польский парламент принял резолюцию, возложившую ответственность за установление и функционирование коммунистической системы в Польше на Польскую объединенную рабочую партию.

Все перечисленные категории лиц обязаны были в течение определенного времени после вступления закона в силу подать люстрационные заявления о своем прошлом. За сокрытие правды полагался запрет занимать выборные должности сроком от 3 до 10 лет.

Те, кто добровольно признавал факт такого сотрудничества, не подвергались санкциям, однако если впоследствии вскрывалось сокрытие правды - человек подлежал увольнению, а все сведения о его прошлой деятельности обнародовались. Так люстрация в Польше совмещала функции «очищения» органов власти и одновременно компрометации политических оппонентов.

Новый закон о люстрации 2007 года

В 2007 году в Польше был принят новый, еще более жесткий закон о люстрации. Теперь проверке на предмет связей с коммунистическим режимом подлежали:

  • президент Польши,
  • члены правительства,
  • депутаты и сенаторы,
  • руководители центральных и местных органов власти,
  • судьи,
  • прокуроры,
  • адвокаты,
  • ректоры и проректоры ВУЗов.

Люстрационное бюро

В Польше функции по проверке люстрационных заявлений были возложены на специальное Люстрационное бюро, входящее в структуру Института национальной памяти. Этот институт занимается изучением архивов коммунистических спецслужб и на их основе выносит заключения о достоверности сведений, указанных проверяемыми лицами о своем прошлом.

Закон о люстрации 1997 года

Первый закон о люстрации в Польше был принят в 1997 году. Он имел официальное название «О разоблачении работы или службы в органах государственной безопасности или сотрудничестве с ними в 1944-1990 годах лиц, выполняющих общественные функции».

Такой порядок декларирования информации носил ярко выраженный характер «самолюстрации» - обязанности добровольного, под страхом наказания, признания в собственном сотрудничестве с репрессивным режимом.

Люстрационная декларация

Люстрационная декларация должна была в обязательном порядке содержать:

  • информацию о прохождении в 1944-1990 годах службы в органах госбезопасности либо о сотрудничестве с этими органами в качестве секретного информатора или помощника в оперативно-розыскной деятельности;
  • заявление о достоверности и полноте представленных сведений, а также осознании ответственности за ложные данные.
  • Любое умышленное сокрытие или искажение информации влекло за собой ответственность, предусмотренную законом.

Новый закон 2007 года

В 2007 году в Польше был принят новый закон о люстрации, существенно расширивший категории должностных лиц, подлежащих проверке, и ужесточивший санкции за сокрытие нежелательной информации о прошлом.

Все эти категории лиц были обязаны в течение определенного законом срока подать люстрационные заявления о наличии либо отсутствии фактов работы или сотрудничества в прошлом с коммунистическими спецслужбами.

  • государственные должности, замещаемые путем прямых выборов (Президент, депутаты парламента),
  • должности, на которые лица назначаются или избираются государственными органами (министры, судьи и др.),
  • должности в органах местного самоуправления.

Категории проверяемых лиц

По сравнению с предыдущим законом 1997 года, круг подлежащих проверке лиц был существенно расширен. В него вошли:

  • Президент Польши,
  • депутаты и сенаторы,
  • члены правительства и центральных органов исполнительной власти,
  • судьи,
  • прокуроры,
  • руководители госпредприятий,
  • адвокаты,
  • ректоры, проректоры, деканы и замдеканы ВУЗов.
Интерьер архива и управления документацией Института национальной памяти Польши

Люстрационное бюро

В Польше функции по проверке достоверности сведений, указываемых в люстрационных заявлениях, а также вынесению заключений о наличии либо отсутствии фактов сокрытия информации, возложены на специальное Люстрационное бюро.

Если люстрационное заявление не содержит компрометирующей информации либо эта информация подтверждается архивными данными, делается заключение об отсутствии оснований для применения к лицу мер ответственности, предусмотренных законом о люстрации.

Порядок проверки заявлений

Люстрационное бюро осуществляет следующие действия по проверке люстрационных заявлений:

  1. Анализирует заявление на предмет наличия в нем информации о работе, службе или сотрудничестве лица с органами госбезопасности в 1944-1990 годах.
  2. Проверяет достоверность указанных в заявлении данных путем сопоставления со сведениями, имеющимися в архивах Института национальной памяти.
  3. Устанавливает факты сокрытия, обнаружив несоответствия между данными в архивах и информацией в люстрационном заявлении.
  4. Готовит заключение для суда с рекомендацией о наложении наказания на лицо в случае выявления фактов сокрытия или лжи.

Люстрация в Чехии

Процесс люстрации в Чехии после падения коммунистического режима в 1989 году был одним из наиболее последовательных и масштабных среди стран Восточной Европы. Первопроходцем в деле «очищения» власти и общества от наследия тоталитарного прошлого стала как раз Чехословакия, в 1993 году разделившаяся на Чехию и Словакию.

Таким образом, люстрация затронула практически все значимые сферы государственного управления и общественной жизни Чехии.

Масштабы люстрации

Всего в Чехии люстрационной проверке подверглось более 140 тысяч человек, среди которых:

  • руководители центральных и региональных органов госвласти,
  • судьи;
  • прокуроры;
  • сотрудники правоохранительных органов;
  • военнослужащие;
  • преподаватели вузов.

Законы 1991 и 1992 годов

Первые люстрационные законы в Чехословакии были приняты в 1991-1992 годах, когда процесс демонтажа социалистической системы в стране только набирал обороты. Эти законы определили категории лиц, подлежащих проверке, процедуру люстрации и меры воздействия к тем, у кого обнаруживались нежелательные для новой власти факты биографии.

Закон 1991 года распространил требования люстрационной проверки на депутатов Федерального собрания Чехословакии, судей и прокуроров. А в 1992 году аналогичный порядок был введен для кандидатов на должности Президента республики и в правительство.

Порядок люстрации

Люстрационная проверка заключалась в следующем:

  1. Лицо представляло справку из архивов Министерства внутренних дел о наличии либо отсутствии данных о его сотрудничестве со спецслужбами прежнего режима.
  2. Если такая справка не предоставлялась в течение 30 дней, это автоматически означало сокрытие нежелательной информации.
  3. Лицо также заполняло анкету и давало подписку о правдивости указанных в ней данных под угрозой уголовной ответственности за ложь.
  4. Специальная комиссия проверяла все представленные материалы на предмет признаков сокрытия информации о прошлой деятельности.
  5. При выявлении лжи лицо не могло быть избрано (назначено) на государственную должность.

Закон 1993 года о незаконности комрежима

В 1993 году в Чехии был принят закон «О незаконности коммунистического режима», который возложил ответственность за все преступления коммунистического режима в 1948-1989 годах на Коммунистическую партию Чехословакии и ее руководство. Этот закон стал одним из ключевых элементов чешской люстрации.

Закон запретил бывшим сотрудникам и агентам коммунистических спецслужб занимать высокие должности в органах государственной власти и управления на срок 5 лет. Под запрет попали должности в правительстве, парламенте, судебной системе, прокуратуре, полиции, армии, на телевидении и радио, в университетах. Также запрещалось занимать руководящие посты в государственных компаниях и предприятиях.

Для реализации закона были созданы специальные люстрационные комиссии, которые проверяли данные о сотрудничестве кандидатов на те или иные должности со спецслужбами коммунистического режима. Эти данные брались в основном из архивов Министерства внутренних дел и разведывательных служб Чехословакии. На основании этих проверок выносились решения о допуске или запрете занимать желаемые должности.

В целом люстрационной проверке в Чехии в 1990-е годы подверглось более 140 000 человек. Эта масштабная «чистка» госаппарата вызвала острые дискуссии в обществе о соразмерности и справедливости таких мер. Тем не менее, несмотря на критику, закон о люстрации в Чехии периодически продлевался и действует по сей день.

Закон 1993 года стал правовой основой для масштабной люстрации в Чехии, направленной на очищение государственного аппарата от наследия коммунистического режима. Хотя его действенность и соразмерность до сих пор вызывают споры, этот закон сыграл важную роль в переходе Чехии к демократии.

Масштабы люстрации в Чехии

Чехия провела одну из самых масштабных кампаний люстрации среди постсоциалистических стран Восточной Европы. Люстрационные законы 1991 и 1993 годов охватили проверкой значительную часть населения страны.

Всего за 1991-1996 годы люстрационным проверкам подверглось около 300 000 граждан Чехии. Это составляло примерно 3% населения страны. Для сравнения, в соседней Словакии люстрация затронула около 14 000 человек.

Люстрация в Чехии охватывала:

  • Депутатов парламента
  • Членов правительства
  • Судей всех уровней
  • Прокуроров
  • Сотрудников полиции и спецслужб
  • Военнослужащих
  • Руководителей государственных СМИ
  • Профессорско-преподавательский состав вузов

Помимо этого, проверялись топ-менеджеры крупных государственных предприятий и организаций. Также под люстрацию попали некоторые представители творческой интеллигенции.

Для проведения проверок были созданы специальные люстрационные комиссии и апелляционные сенаты. Решения этих органов могли быть обжалованы только в Конституционном суде Чехии.

По разным оценкам, от продолжения карьеры на госслужбе были отстранены от 2,5% до 4,1% проверенных. Это составило от 7,5 до 12 тысяч человек. Еще около 40-70 тысячам было отказано в допуске к занятию определенных должностей.

Чешская люстрация затронула значительную часть общества и привела к серьезным перестановкам в госаппарате и смежных сферах. Хотя многие считают ее чрезмерной, именно благодаря масштабности она достигла основной цели - очистила страну от наследия тоталитарного коммунистического режима.

Люстрация в Словакии

В отличие от Чехии, в Словакии процесс люстрации носил значительно более ограниченный характер.

Первые люстрационные законы были приняты еще общим чехословацким парламентом в начале 1990-х годов. Однако после распада Чехословакии в 1993 году Словакия пошла по пути смягчения люстрационных мер.

В отличие от Чехии, люстрационные ограничения в Словакии распространялись только на кандидатов в депутаты парламента и выборные должности в местном самоуправлении. Рядовые госслужащие проверкам не подвергались.

Кроме того, словацкие власти отказались от публикации и рассекречивания данных о сотрудничестве граждан со спецслужбами социалистической Чехословакии. Таким образом, общественности не предоставлялась возможность самостоятельно оценить масштабы связей tel или иных политиков и чиновников с коммунистическим режимом.

Если в Чехии люстрация носила характер «национальной чистки» и затронула сотни тысяч человек, то в Словакии она приобрела избирательный характер. По разным оценкам, всего в Словакии за период с начала 1990-х до конца 1990-х годов люстрации подверглось от 4 до 14 тысяч человек.

Смягчение люстрационных мер объяснялось рядом причин:

  • Более лояльное отношение словацкого общества к communistical режиму из-за предоставления Словакии в его рамках широкой автономии
  • Опасения словацких элит разрушить хрупкое единство общества радикальной «чисткой»
  • Стремление избежать масштабного обновления госаппарата и сохранить управляемость

В целом словацкий вариант люстрации можно оценить, как умеренный и компромиссный. Он позволил избежать раскола общества, но не привел к радикальному разрыву с коммунистическим прошлым.

Люстрация в Венгрии

Венгрия пошла по иному пути люстрации, чем ее соседи Чехия и Словакия. Здесь не принимались специальные законы, вводившие различные ограничения для представителей старых элит.

Причиной этого стало «пактотное соглашение» 1989 года между реформаторским крылом Венгерской социалистической рабочей партии и оппозицией. Коммунисты пошли на демократические преобразования и проведение свободных выборов в обмен на гарантии того, что они не будут подвергнуты политическим репрессиям.

Это соглашение и последующая относительно «мягкая» смена власти в Венгрии предопределили отказ от радикальных мер в отношении старых элит. Люстрация носила ограниченный и добровольный характер.

Госслужащие и депутаты, которые сотрудничали с коммунистическими спецслужбами и скрывали это, могли добровольно подать в отставку. Если они этого не делали, информация об их прошлом подлежала обнародованию, но каких-либо юридических последствий за собой не влекла.

Кроме того, в Венгрии отсутствовало массовое рассекречивание архивов коммунистических спецслужб и публикация списков их сотрудников и агентов. Таким образом, обществу не предоставлялась возможность получить всю информацию о масштабах сотрудничества элит с прежним режимом.

Венгерский «мягкий» вариант люстрации был обусловлен, как договоренностями 1989 года, так и относительной лояльностью общества к коммунистическому наследию. Этот опыт показывает, что люстрация может проводиться и без радикального разрыва с прошлым.

Люстрация в Болгарии

В отличие от большинства других постсоциалистических стран Восточной Европы, Болгария фактически отказалась от проведения люстрации в переходный период.

Первоначально в начале 1990-х годов болгарский парламент принял несколько законов, содержавших отдельные люстрационные меры. В частности, предполагалось ввести 10-летний запрет на занятие ряда государственных должностей для бывших сотрудников и агентов коммунистических спецслужб.

Однако эти законы были отменены Конституционным судом Болгарии как противоречащие основному закону страны. Также был отменен и закон о люстрации в сфере образования и науки 1992 года.

В результате в Болгарии были приняты лишь ограниченные меры, касавшиеся только кандидатов в депутаты парламента. Они обязывались декларировать наличие связей с коммунистическими спецслужбами, но при этом не несли никакой ответственности в случае лжи.

Кроме того, в стране действовал закон, запрещавший публикацию и распространение информации из архивов коммунистических спецслужб без согласия затронутых этим лиц. Фактически это блокировало любое массовое рассекречивание данных об агентах прежнего режима.

Широкомасштабная люстрация в Болгарии была блокирована, как противниками радикального разрыва с коммунистическим прошлым, так и сторонниками либеральных подходов, опасавшимися нарушения прав граждан. Этот опыт демонстрирует сложность проведения люстрации в обществах с различными представлениями о справедливости и примирении.

Люстрация в Албании

Албания стала одной из первых посткоммунистических стран, где были предприняты шаги по люстрации. Уже в начале 1990-х годов здесь были приняты законы, вводившие ограничения для представителей старых элит.

Первым в 1995 году был принят закон «О верификации морального облика должностных и прочих лиц, связанных с обороной демократического государства». В том же году последовал закон «О геноциде и преступлениях против человечности, совершенных в Албании во времена коммунистического режима по политическим, идеологическим и религиозным мотивам».

Эти законы вводили запрет до 2002 года для лиц, замешанных в преступлениях коммунистического режима, занимать выборные должности и посты в госструктурах, включая судебную систему, армию, полицию, спецслужбы и СМИ.

Для реализации законов была создана специальная Междуведомственная верификационная комиссия. Она проверяла данные об отношении кандидатов на те или иные должности к прежнему режиму, в том числе на основе материалов спецслужб.

Однако оппозиция оспорила конституционность принятых законов в Конституционном суде Албании. Суд признал законы соответствующими конституции, но постановил, что запреты на занятие должностей не должны носить бессрочный характер.

В результате первоначальный 7-летний запрет был сокращен до 2 лет. Это существенно сузило масштаб и глубину люстрации в Албании по сравнению с первоначальными планами.

Тем не менее, даже такая «усеченная» люстрация позволила в определенной степени ограничить участие старых элит во власти на начальном этапе демократического транзита Албании. Однако для кардинального обновления политического класса она оказалась недостаточной.

Люстрация в Прибалтике

Страны Прибалтики - Литва, Латвия и Эстония - также активно проводили люстрацию в 1990-е годы. Этот процесс имел свои особенности в каждой из республик.

В Литве в 2000 году был принят закон о люстрации. Он вводил 10-летний запрет на занятие ряда госдолжностей для лиц, сотрудничавших с советскими спецслужбами, включая КГБ.

В Латвии с 1992 года действовало требование для кандидатов в депутаты декларировать наличие связей с советскими спецслужбами. С 1995 года бывшим сотрудникам КГБ было запрещено баллотироваться в парламент.

В Эстонии в 1995 году был принят закон о госслужбе, согласно которому бывшие сотрудники или агенты КГБ не могли поступать на госслужбу. Аналогичный запрет действовал и для кандидатов в депутаты парламента.

В Прибалтике люстрация носила достаточно целенаправленный и системный характер, будучи нацелена прежде всего на ограничение доступа к власти для лиц, связанных с советскими репрессивными структурами.

Обоснованность и эффективность люстрации

Люстрация является сложным и противоречивым процессом. С одной стороны, она позволяет новому демократическому режиму очистить власть от представителей прежней тоталитарной системы и тем самым укрепить свои позиции. С другой стороны, существуют опасения, что люстрация может перерасти в политические репрессии и «охоту на ведьм». Поэтому вопрос об обоснованности и эффективности люстрации остается открытым.

Сторонники люстрации утверждают, что она необходима для восстановления справедливости и наказания виновных в преступлениях прежнего режима. Так как судебная система при тоталитаризме была полностью подконтрольна власти, а новая демократия еще слаба, люстрация рассматривается как наиболее оперативный способ очистки госаппарата. Кроме того, запрет на занятие должностей позволяет уберечь общество от возможного реванша сторонников старого режима.

Однако противники люстрации указывают на ее юридическую несостоятельность, поскольку она является формой коллективной ответственности, нарушающей принцип презумпции невиновности. Люстрация часто проводится без должной правовой процедуры и надлежащих доказательств вины. Кроме того, запреты на профессию могут рассматриваться как наказание без суда, что противоречит демократическим принципам. Таким образом, люстрация содержит риск превращения в инструмент политических репрессий.

Вопрос об эффективности люстрации также не имеет однозначного ответа. С одной стороны, в ряде стран Восточной Европы люстрация позволила достаточно быстро очистить госаппарат от представителей коммунистического режима. Например, в Чехии в 1991-1996 гг. проверке подверглось около 170 тысяч человек, из них около 14 тыс. были уволены. В Польше за период 2007-2017 гг. было проверено более 680 тыс. человек, причем лжесвидетельство было выявлено почти у 2 тыс. из них.

С другой стороны, в некоторых странах люстрация не привела к серьезным переменам в составе элиты. Например, на Украине после Революции достоинства 2014 г. был принят закон о люстрации, однако масштабы ее оказались незначительными. По состоянию на 2017 г. по люстрационным основаниям было уволено лишь около 500 человек. Это связано как с несовершенством законодательства, так и с отсутствием политической воли.

Успех люстрации зависит от конкретных обстоятельств в стране: наличия массовой поддержки общества, четкости законодательного регулирования, последовательности новых властей. В условиях слабых демократических институтов она легко может превратиться в инструмент политических расправ. Поэтому введение люстрации требует тщательного обдумывания, чтобы избежать злоупотреблений и нарушения прав человека.

В целом, несмотря на все споры, люстрация представляется оправданной на начальном этапе демократического транзита. Однако, по мере укрепления нового режима, она должна уступить место обычным правовым процедурам. Люстрация может сыграть позитивную роль, как временная мера, но не должна становиться постоянным инструментом политики.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 4
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Закон о люстрации не должен допускать изменения и исключения отдельных статей его! Тогда он будет выполнять роль "кнута" для жуликов-казнокрадов у власти...
Копировать ссылку
0
Закон о люстрации должен сдерживать чиновников-казнокрадов творить беззаконие по отношению к обществу, т.е. к народу. Однако парадокс состоит в том, что вновь избранный кабинет министров и "народные" депутаты будут стараться внести в эиот Закон поправки, которые будут "уводить" от ответственности жуликов и воров-казнокрадов находящихся у власти... Следовательно, Закон о люстрации принимаемый в государстве должен быть безопелляционным и не подвергаться частой "ревизии"
Копировать ссылку
0
Вот кок бы выглядел в Великобритании закон о люстрации при смене парламентского большинства с вигов на тори: «Объектами люстрации являются все государственные служащие, а также сотрудники органов местного самоуправления, все руководители предприятий госсобственности, которые занимали посты в период пребывания у власти вигов». Местная и мировая общественность также бы понимающе к этому отнеслась, как к принятию такого закона в Украине?
Копировать ссылку
0
Боюсь, что Вы ошибаетесь в плане возможности принятия такого закона в Великобритании. Ни виги ни тори не цепляются за власть и не пытаются ее узурпировать. Они не принимают законов, которые защищали бы действующую власть от критики оппозиции. Законы о люстрации (очищении власти) принимаются только в отношении функционеров режима, запятнавшего себя авторитаризмом и антинародными действиями. Думаю, если бы после Горбачевского мирного переворота к власти не допускалась партийно-комсомольская номенк
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.