О том, что у каждого должна быть цель в жизни, мы слышим чуть ли не с пеленок. Нужно всегда добиваться поставленных целей; нужно идти к своей цели, независимо от обстоятельств; цель – превыше всего – это малая доля того, что нам ежедневно твердят наставники, учителя, тренеры и т. д.
Какие бывают цели
Нам кажется, что во взрослой жизни, когда цель и задача проекта, в котором мы заинтересованы, требуют формулировки, не возникнет никаких проблем с этим процессом. Но почему-то то инвесторы откажут в финансировании, то идея провалится, так и не раскрывшись потенциальным потребителям, то времени не хватит. Поговорим о значении планирования.
В менеджменте различают несколько разных типов целей: стратегические, тактические и оперативные. Если постепенно переходить от формулирования одних к постановке других, то и планирование не покажется нудным, и эффективность повысится. Автоматически вырастет уверенность... и вот уже из зеркала на вас глядит успешный человек.
В чем разница – наглядно об эфемерном
Если представить себе путешественника, который собирается в путь и прокладывает маршрут, то направление – это стратегическая цель. Человек определяется с тем, пойдет он на север или на восток.
В выбранном направлении проходит множество дорог – современных автобанов или грунтовок, железнодорожных путей или авиарейсов. Выбор одной из дорог – это и есть тактическая цель, которая ограничивает и конкретизирует методики и ресурсы, необходимые для решения проблемы.
И даже в том случае, когда точно известно, что до конечного пункта можно добраться только по одной дороге, всегда есть возможность выбрать конкретное средство передвижения – ноги, велосипед, малолитражка или спортивный болид. Это уже уровень оперативного планирования, на котором точно определяются скорость и необходимые ресурсы.
Основные цели проекта могут формулироваться одним словом: просветить, обеспечить, продать (купить), проинформировать и т. п. Это всего лишь ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?» При правильной постановке цели решения обычно находятся очень быстро и просто.
Четкость формулировки – гарант успеха любого дела
Чем конкретнее сформулировано условие задачи, тем больше шансов ее решить. Это утверждение подходит и в том случае, когда определяется цель и задача проекта. Нельзя просто сказать «хочу повысить прибыль предприятия» или «хочу выиграть тендер», «провести выставку своих работ» или «издать книгу». Для приведенных примеров необходимо уточнить:
- насколько и за какой период вы хотите повысить прибыль;
- за счет каких ресурсов вы собираетесь выигрывать в тендере;
- когда именно, где и кому вы хотите продемонстрировать свои работы;
- когда, за чей счет и каким тиражом вы хотите издать книгу.
Такая конкретизация в первую очередь помогает самому автору настроиться психологически на успешную реализацию проекта. А во-вторых, чем четче выбраны слова для поставленной цели, тем легче будет определить задачи, которые нужно решить для ее достижения.
Цели и задачи – есть ли разница
Очень часто происходит путаница понятий: цель и задача проекта. Есть ли на самом деле разница? Может быть, напрасно используется такая разветвленная терминология?
Мы уже разобрались, что цель – это конкретизированный результат проекта, в то время как задача – это небольшая промежуточная цель, которая позволяет найти оптимальные методы реализации проекта. Так, для нашего примера с собственной выставкой, например, можно поставить такие основные задачи проекта:
- Отобрать работы, которые будут выставляться.
- Определить, какое нужно помещение для выставки.
- Определить аудиторию.
- Рассчитать длительность выставки.
Зачем нужны задачи
Постановка задач не дает растеряться и позволяет постепенно идти к конечной цели. Кроме того, если разделить цель на мелкие задачи, то можно найти самый короткий и «безопасный» путь.
Если вы собираетесь показать картины только паре-тройке своих знакомых, то и длительность выставки, и помещение для нее должны быть минимальными. Грубо говоря, достаточно убрать в квартире, разместить картины и позвонить знакомым. Все, цель достигнута.
А вот если ваше эго желает прославиться по-настоящему, то придется искать выставочный зал, уточнять особенности его аренды, печатать рекламные плакаты, листовки и т. д. А это все уже требует финансовых средств. Хорошо, если вы – наследник богатого родителя… А если нет? Тогда цель и задачи творческого проекта требуют еще и поиска инвестора.
Методика SMART
Для эффективного планирования и управления своими проектами в менеджменте применяется методика SMART. Ее особенность заключается в том, чтобы суметь поставить конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени задачи. Именно в этом случае цель и задача проекта не поглотят автора, а послужат скорейшему претворению благих намерений в жизнь.