Присяга – это клятва, даваемая публично и возлагающая на дающего ее человека моральные и юридические обязанности. С момента принятия православия, учитывая слова Христа «не клянись», присяга стала называться торжественным обещанием. Она всегда дается публично и закрепляется каким-либо жестом. Во времена Ивана Грозного целовали крест.
Клятва на верность
Но так клялись в верности царю, и только Василий IV Шуйский, первый из всех, поклялся на верность своему народу, закрепив обещание целованием креста.
Крестоцеловальная запись представляет собой государственный документ, который был известен со времен средневековой Руси. Так, воевода Даниил Холмский, в 1474 году обвиненный в измене, с целью получения прощения дал клятву на верность Московскому князю – Ивану Васильевичу. Он письменно присягнул на верность и поцеловал крест. Документ сохранен – это первая документально засвидетельствованная крестоцеловальная запись. Обряд был введен Иваном Грозным абсолютно для всех подданных, которых он считал холопами и своей собственностью. Особенно же акт целования креста предназначался для непокорных бояр. Существовал даже термин – целовальник. Это человек, присягнувший на верность. Но в истории широкую известность получила крестоцеловальная запись именно царя Василия IV.
Одна из великих династий России
Потомки Суздальских князей, происходящих от Александра Невского - бояре Шуйские - всегда дышали в спину правящей московской династии, более того, прав на престол они имели гораздо больше, что позволяло им всегда смотреть на московских царей свысока. Шуйские были прямыми потомками старшего брата Александра Невского – Андрея Городецкого, а династия, последним представителем которой был Иван IV Грозный, – четвертого сына самого Невского, Данилы Московского. Но при помощи интриг и церкви правящая династия силой и обманом захватила власть и изменила старинные правила престолонаследия. Обе ветви были Рюриковичами, поэтому неверно считать, что последним их представителем был царь Иван Васильевич – им был Василий Шуйский. Но даже в сложившейся ситуации в случае смерти всех представителей правящей ветви на смену ей должны были прийти князья Шуйские. Так и случилось в 1606 году – на российский престол взошел Василий IV Иоаннович.
Особое значение этому событию придала крестоцеловальная запись Шуйского, заняв в истории отдельное место. Изначально этот род был знатнейшим на Руси, его представители, достигнув положенного срока, сразу становились боярами, и никогда не были окольничими. Сам Василий был телохранителем, или рындой, Ивана Грозного и его оруженосцем, то есть он, как и его отец, был удостоен самого высокого чина. Но Шуйские спали и видели себя на престоле, поэтому всегда интриговали против всех, кто стоял у них на пути. Крестоцеловальная запись в этом случае не играла никакой роли – присягали на верность, а спустя время убивали того, кому поклялись служить верой и правдой. Так поступали не только Шуйские.
Первая реальная возможность
Однако после убийства царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, престол достался самозванцу Борису Годунову, а затем всплыл довольно сильный конкурент - Лжедмитрий I. Шуйские находились в оппозиции к Борису Годунову, затем к Лжедмитрию I, которому присягали на верность. Умный, хитрый, изворотливый боярин Шуйский, неоднократно попадая в опалу, так как стоял во главе оппозиции, всегда добивался прощения и возвращал себе влияние. Лжедмитрий I, на свою беду, простил его на плахе. После убийства Гришки Отрепьева перед Шуйскими, точнее, конкретно перед Василием, реально появилась возможность занять престол, хотя конкуренция была сильна – князья Голицыны могли препятствовать этому.
Необходимость верного освещения исторических фактов
Одно из тяжелых времен в истории России – Смута, или первая гражданская война, позволила заявить о себе ряду крупных ярких, личностей – это были Михаил Скопин-Шуйский, Филарет Романов, три Лжедмитрия, Борис Годунов, патриарх Гермоген и, конечно же, Василий Шуйский, личность, по словам А. С. Пушкина, трагическая. Часто современники замалчивают или вообще искажают государственные заслуги и значение какой-нибудь исторической личности. Так было с Павлом I, Василием III, Иваном IV, Распутиным. Выпячиваются недостатки и замалчиваются достоинства. Недостатков в деятельности Василия Шуйского было достаточно, дядьям Шуйским приписывается даже отравление талантливого полководца Скопина-Шуйского. Но были и положительные моменты – пока на троне сидел царь, Москву не взяли поляки. Они ворвались в столицу и разграбили ее после отлучения Василия от власти и выдачи его Сигизмунду III на поругание. Может быть, стыд за содеянное заставлял современников усердно поливать грязью свергнутого царя. В истории российского государства получила широкое распространение крестоцеловальная запись Василия Шуйского, значение которой умалить невозможно – это первая клятва правителя государства на верность своему народу, данная осознанно, торжественно и закрепленная целованием креста. Этим поступком народ признавался народом, а не холопами.