Логистика – сложный, но весьма прибыльный бизнес. Новичкам в нем приходится непросто, так как большая часть всей отрасли уже занята «ветеранами», которые уже давно создали себе имя, известное у клиентов. Единственным способом добиться на этом поприще успеха является строгое следование договорам и правилам, чтобы все потенциальные клиенты могли убедиться в надежности вашей компании.
Особенно важным бывает в этом отношении условие поставки FCA, по качеству выполнения которого можно с уверенностью делать выводы о деловых качествах фирмы. Если вы не знаете, что этот вообще такое, самое время рассмотреть этот вопрос во всех подробностях.Что это такое?
FCA (Free Carrier) – это такое условие поставки, при котором практически за всю перевозку отвечает покупатель. Он может выбрать транспорт, использовать свои каналы доставки, заключать договоры на поставку грузов. Этим поставка на условиях FCA и отличается от всех стандартных методов перевозок, принятых как в нашей стране, так и по всему миру.
Продавец полностью выполняет свои обязательства, если были выполнены следующие условия:
- Как только было выполнено таможенное экспортное оформление груза.
- Если товар был доставлен следующему перевозчику, который был указан покупателем.
- При доставке к указанному в договоре месту.
Вот в чем заключается условие поставки FCA. Теоретически, основная ответственность лежит на покупателе, но на практике все получается несколько иначе.
Очень важно указанное место, так как от этого пункта в договоре во многом зависят обязательства сторон. Так, если планируется начать погрузку на территории поставщика, то последний несет за нее всю ответственность. Напротив, если грузить товар начинают в любом другом месте, то сам продавец не несет никакой ответственности. Но! Это справедливо только в том случае, если какие-то иные условия поставки товара (FCA) не были предварительно оговорены в договоре.
Конкретные условия
Как правило, на практике все эти условия значительно конкретизируются. Обязательно указывается вид транспортного средства, его грузоподъемность, прочие характеристики. В случае, когда на первоначальном пункте погрузки товара не хватает для полной загрузки транспорта, то покупатель вправе договорить с поставщиком об изменении маршрута с целью заезда в какой-то иной населенный пункт, захода в иной порт для произведения консолидации груза и минимизации потерь от порожнего рейса.Это особенно важно в условиях морских перевозок, когда каждый незапланированный заранее заход в порт чреват серьезными издержками. Впрочем, в нашей стране не менее строги и условия железнодорожных поставок.
Вот что такое FCA-условия поставки, применительно к практическим условиям.
В качестве лица, которое ответственно за приемку товара, покупатель может назначить любого своего представителя. Учтите, что при доставке товара к посреднику, который был назначен самим покупателем, все обязательства поставщика считаются полностью выполненными. Опять-таки, если иные положение не были заблаговременно внесены в договор. На этот момент следует обратить особенное внимание, так как этой лазейкой нередко пользуются недобросовестные поставщики и покупатели.
Прочие варианты
Практически каждое условие поставки FCA может быть выполнено вне зависимости от вида транспорта и в виде международных перевозок, причем в этом случае нужно заранее отыскать в договоре о международном же транспорте ответы на следующие вопросы:
- Каким образом и на каких основаниях будет происходить отгрузка товара покупателю?
- Какова будет ответственность перевозчика в случае, если ему придется пересекать границы иных государств?
- До какой конкретно границы будет налагаться ответственность непосредственно на перевозчика?
Важные нюансы
Есть некоторые моменты, которые крайне важно заблаговременно уточнять у самого продавца или же его экспедитора. Особенно это касается непосредственных характеристик перевозимых грузов. Кроме того, зачастую в уточнении нуждается объем перевозимого груза, его весовые характеристики и требовательность к условиям транспортировки. Этим поставка на условиях FCA практически ничем не отличается от прочих логистических операций.Разумеется, продавец должен в срок и по первому требованию предоставлять информацию о том, где и когда будет выполняться погрузка. Сторонам крайне важно своевременно согласовать тип используемого транспортного средства, а также вес одной партии груза (что особенно важно в том случае, когда поставки идут партиями). Срок подачи транспорта лучше согласовывать не только на конкретный день, но и с указанием точного времени начала погрузки.
Как правило, в договор заносится условие, по которому в случае неисполнения точности подачи транспорта соглашение может быть расторгнуто любым из участников в одностороннем порядке.
За передачу всех данных, которые необходимы для правильного оформления таможенных осмотров и прочих документов, отвечают обе стороны, пропорционально своему участию в перевозке.
Что должно быть в реальном договоре поставки?
Чтобы статья была как можно более информативной, давайте приведем пример тех пунктов, которые обязательно должны быть в типовом договоре поставки. Разумеется, следует рассмотреть также стандартные условия, на которых все это будет базироваться. Такой договор поставки на условиях FCA заключаются в большинстве процентов случаев, если стороны действуют в общепринятом порядке.
Непосредственные условия поставки
Во-первых, в этом пункте должно быть указание того, когда и при каких условиях ответственность за груз переходит к покупателю (как правило, при передаче его представителю или погрузке на его транспорт). За дату такой доставки или приемки принимается штемпель в железнодорожной, судовой (или другой) накладной, заверенный печатью и /или подписью доверенного лица покупателя.
Должен быть оговорен срок, в который товар отправляется покупателю. Как правило, срок этот составляет примерно пять календарных дней от даты переведения средств на счет или передачи наличных денег продавцу.Если товар должен поступать партиями, необходимо расписать график поставок, оговорив также тип транспортного средства для каждой (если грузы – разнотипные). Покупатель должен отправить заверенный график поставщику не ранее, чем за 20 дней до начала поставок (срок может быть другим). Кроме того, по согласованию сторон график может быть изменен на любом этапе.
Если таково желание покупателя, то поставщик сам может согласовать график и маршрут, но при этом ответственность целиком и полностью несет сам заказчик. Этим поставка товара на условиях FCA отличается от стандартных типов договоров.
Какие данные обязан предоставлять сам покупатель?
Как правило, покупатель должен не менее чем за 10 дней до начала поставок предоставить поставщику перечень следующих необходимых данных:
- Наименование и объем груза, который должен быть отправлен.
- Полные и сокращенные обозначения грузополучателей.
- Полные их адреса. Внимание! Если у дома нет квартир, об этом должно быть сказано дополнительно.
- Необходимы также коды грузополучателей.
- Если планируется доставка на железнодорожные станции, то их коды также должны быть указаны отдельно.
- Опять-таки, для железнодорожных поставок нужно указать номера подъездных путей.
- Прочие сведения, которые помогут перевозчику в срок доставить оплаченный груз.
Если покупатель не предоставляет таких сведений?
На этот случай в договоре должен быть пункт, предусматривающий приостановку поставок до момента получения всей необходимой информации. Если придется возвращать транспорт, все затраты также ложатся на покупателя. Если при передаче груза заказчик не предоставил сертификат качества, на его отправку дается до пяти календарных дней.
Порядок передачи доставленного груза
Чаще всего для приемки поступившего груза используют накладную по форме №ТОРГ-12. Она обязательно должна быть подписана материально ответственными лицами обеих сторон договора, а также заверена их печатями. Кроме того, представители покупателя и поставщика обязательно должны присутствовать в момент приемки. Если этого не будет, все недостатки будет оплачивать та сторона, представителей которой не было.
Некоторые сведения по удовлетворению претензий
Претензии по расхождению количества оплаченного товара с фактическим его объемом в точке выгрузки не принимаются в том случае, если убытки находятся в пределах естественной убыли, закрепленной за этим грузом в ГОСТе. В этом случае в приемных документах указывается то количество грузов, которое и было изначально оплачено.
То же самое говорит и компания-создатель FCA, «Инкотермс 2000». Условия поставки таковы, что обе стороны должны вести самостоятельный учет отгружаемого товара. Если планируется многомесячная поставка, то отчеты чаще всего сверяются первого числа каждого месяца.Акты сверки должны быть приняты сторонами не позднее, чем в пятидневный срок от установленной даты проверки. Если данные по доставке не совпадут, возможно полное прекращение поставок для выяснения всех подробностей. В случае, когда разногласия невозможно урегулировать, стороны могут договориться о преждевременном разрыве договора.
Сведения о возможном расторжении
Если оплата не поступила в тот срок, который был прописан в договоре, поставщик вправе не осуществлять поставку, предварительно известив об этом заказчика. Когда последний получит извещение, контракт официально должен считаться расторгнутым.
В случае, когда таковой пункт имеется в договоре, покупатель не может использовать товар не по назначению. Если это так, то поставщик опять-таки должен высылать официальное уведомление. Как и в предыдущем случае, с момента получения документа покупателем договор будет считаться расторгнутым. В случае, когда полный объем товара не поставлен по причинам, зависящим от покупателя, поставщик опять-таки может расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Снова необходимо специальное уведомление для заказчика. Это – обязательные условия поставки FCA (что это такое, мы уже выяснили).
Любая из сторон, по чьей вине сорвалась поставка, обязана полностью возместить все затраты. Если таковое установлено договором, возможно взимание процентов за каждый день неустойки по прошествии срока, до которого сторона договора была обязана заплатить. Важно! Выплата неустойки и процентов по ней не освобождает участника контракта от предоставления товара или его приемки с последующей оплатой.
Ситуации форс-мажорного характера
Учтите, что любое условие поставки FCA может быть не исполнено, если сторона договора докажет, что неисполнение было вызвано факторами, находящимися вне пределов ее компетенции, которые нельзя было предусмотреть (форс-мажор).
К таковым случаям приравниваются все стихийные бедствия и эпидемии (а также эпизоотии), внезапно изменившаяся политическая ситуация, аварии или теракты на объектах транспортной инфраструктуры; постановления региональных властей, которые делают невозможными выполнение договорных обязательств.
Если привести конкретный пример, то многие сельскохозяйственные производители однажды массово нарушили FCA условия поставки: 2010 год выдался крайне неудачным, а потому убытки были многомиллионные.
Любая из сторон, которая ссылается на форс-мажор, обязана уведомить об этом не более чем в течение двух дней с момента наступления подобных обязательств, предварительно заверив документы в любом территориальном отделении Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Если данные обстоятельства продолжаются более трех месяцев, любая из сторон договора может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно известив об этом партнера и оплатив поставленные товары.
Как разрешаются споры между сторонами?
Если между сторонами поставок возникают споры, то решаться они должны переговорным путем. В случае, когда договориться не получается, они должны обращаться за помощью Арбитражного Суда. Все споры должны быть там рассмотрены с соблюдением претензионного порядка.
Вот мы и рассмотрели условия поставки FCA. Это означает, что отныне у вас есть важнейшие представления об этом методе доставки, который с каждым годом становится все более популярным.