Любой крупный поставщик заинтересован в оптимизации своих объемов продаж. Чтобы решить эту задачу, необходимо прогнозировать объемы отгружаемой покупателям продукции и на основе этих величин осуществлять планирование. Торговля углеводородами – наиболее сложная система сбыта, от оптимизации потоков зависит как их стабильность (в чем заинтересованы потребители), так и систематичность получения прибыли. В последнее время, в связи с поставками газа в Европу и в Украину, в комментариях часто используется термин Take-or-Pay. Что это такое и почему введение этого принципа вызывает недовольство у некоторых зарубежных партнеров "Газпрома"?
Украинский контракт 2009 года
Именно условия заключенного в начале 2009 года договора привели к введению упомянутого принципа как одного из трех условий урегулирования межгосударственного хозяйственного спора. Помимо Take-or-Pay, в будущие отношения входили ликвидация фирмы посредника («РосУкрЭнерго») и увеличение цены отпускаемого товара. Контракт выгоден российской стороне и ущемляет экономические интересы Украины, но тем не менее он был был подписан. И если цена по сей день многим кажется «несправедливой», «кабальной», несмотря на то что договор завизирован высокими договаривавшимися сторонами добровольно, то условие «бери или плати» к каким-то необычным кондициям отнести нельзя. Согласно ему, Украина гарантированно получает обговоренное количество газа. В случае его недобора она обязана оплатить определенный объем, меньший, чем установленный максимум, но больший реально полученного. При этом штрафом такую оплату считать нельзя. Почему?
Плюсы принципа
Сам принцип Take-or-Pay ("бери или плати") не так уж плох для любых двух сторон, заключающих контракт. Украинские аналитики, кляня "Газпром" за имперскую позицию, обычно забывают разъяснить, что оплаченный, но не выбранный объем газа не пропадает, а переходит на следующий период, в который ожидается рост потребления. Так как цены на углеводороды имеют устойчивую тенденцию к росту, то нет ничего страшного в том, чтобы иметь резерв уже оплаченного голубого топлива. Этот объем можно учесть (со знаком «минус») при составлении заявки на следующий год, это дает возможность более достоверно просчитать размеры будущих потребностей. Условие Take-or-Pay налагает обязанности не только на покупателя, но и на поставщика, который после вступления договора в силу уже не может отказать в обеспечении заявленных объемов (разумеется, в случае своевременной оплаты).
Как в России?
В пользу принципа «бери или плати» говорит хотя бы тот факт, что европейские страны, импортирующие газ из Российской Федерации, тоже работают так (после вступления нашей страны в ВТО). Украина не является какой-то особой страной, против интересов которой используется специальное кабальное правило. Более того, и внутри России действует тот же принцип по отношению к крупным потребителям. Небольшие предприятия испытывают трудности при подключении к газовым магистралям, так как размер гарантированно изымаемых ежегодно из оборота средств трудно предсказать. В случае теплой зимы администрация таких заводов и фабрик кредитует на немалую сумму "Газпром", а не всем это выгодно. Если же настают аномальные холода, то дело может оказаться еще хуже, заявленного объема газа просто не хватит. В этой связи малые и средние предприниматели внимательно следят за тем, чем окончится хозяйственный спор с Украиной. В случае отмены режима Take-or-Pay возникнет юридический прецедент, который повлияет и на их отношения с государственным газовым монополистом.
Платить нужно…
Помимо важного принципа планирования отпускаемых и потребляемых объемов, других достоинств у принципа «бери или плати», в общем-то, нет. Если макроэкономические показатели страны хорошие, внешний долг невелик, а платежный баланс положительный, то он приемлем не только для продавца, но и для покупателя. Другое дело – работа в условиях глобального макрокризиса, когда каждая копейка (каждый миллиард евро) на счету. И совсем уж тяжело становится стране, которая ведет войну. Тут уже не до Take-or-Pay, когда платить просто нечем. Американцы выдумали этот принцип, но у них есть и другое распространенное выражение: no money – no drink ("кто не платит, тот не пьет"), написанное на стенах многих баров.