Читая классиков поэзии, хочется самому написать нечто подобное. Для этого надо владеть грамотой стихосложения. Для начинающего она кажется слишком сложной. В начальный период детей обучают обычной грамоте в игровой форме. Нечто подобное существует и в поэзии. Такая игра называется буриме. Что это?
Правила игры
Суть игры заключается в том, что 3-4 участникам дают несколько совершенно несопоставимых рифм, по которым следует поочередно придумывать стихотворение, связанное по смыслу. Обычно берут две пары рифм и сочиняют четверостишие. Они могут следовать по порядку или перекрестно, например так: пели/богат/качели/закат. При этих странных сочетаниях должно получиться законченное и связное стихотворение. Жанр буриме придуман во Франции. В переводе "буриме" означает рифмованные окончания строк.
Если не удается собрать подходящую компанию, то игра в буриме активно идет в Интернете. Для этого проводятся целые соревнования. Можно просто взять готовые стихи и по ним предложить свои варианты.
Задание может усложняться. Например, 3-й участник может знать только предыдущую строчку и последнее слово первой строки. Он должен приблизительно догадаться, о чем идет речь, и продолжить строчки. 4-й участник должен закончить четверостишие, прочитав последнее слово 2-й строки и полностью 3-ю строку. При этом нужно применять большую изобретательность. Не обладая полной информацией, сочинять надо быстро. Таков уж стиль буриме.
Кроме того, следует сочинить такую строчку, чтобы у следующего игрока разыгралась фантазия. Весь процесс должен проходить динамично, от чего в большой степени зависит результат.Рассмотрим на примерах основные принципы написания буриме.
Первая строка
Вы начали игру в буриме. Что это не так просто, становится понятно уже с первой строки. Она должна быть яркой и точной. После ее прочтения у следующего игрока должно появиться желание написать что-нибудь подобное.
Строка | Комментарии |
Несокрушима сила слова... | Острое начало, которое имеет многозначное толкование. Для этой фразы легко придумать продолжение, поскольку она окажет влияние на следующие строки. |
Не понятно ничего... | Автор осторожно начинает раскрывать тему, заставляя подумать над продолжением. Проблемы еще нет, но и образов также. Можно сказать, что вступление несколько слабоватое. Если следующая строка не даст нужное развитие, то стих завянет на корню. |
Разбирая все детали... | Это уже интересно! Звучит несколько интригующе, и начало уже положено. Для продолжения есть поле деятельности. |
Все железно шло вначале... | Здесь начало звучит оптимистично, но уже в первой строке появляется предположение, что не все сложится ладно. Динамика при этом остается. |
Набежали тут туманы... | Также хлесткая подача, которая ждет продолжения. |
Вторая строка
На следующего участника, автора 2-й строки, возлагается большая ответственность, поскольку ему известно все начальное содержание и рифма. Однако он должен придать обеим строчкам смысл, связав их в одно целое, и определить основную суть всего стихотворения. При этом должны остаться шансы для третьего участника, чтобы он начал развивать понимание этого смысла. С другой стороны, если завершить первую строку двустишием, то можно третьей строкой начать новую мысль.
Несокрушима сила слова! Назад зовут из-за кулис... | Можно догадаться, что артиста зовут зрители. Здесь все еще впереди. |
Разбирая все детали, Убегая от вранья... | Здесь можно внести интригу, предположив честное решение проблемы. |
Не понятно ничего Даже мудрому ежу... | Здесь существует полная неясность. Можно обострить ситуацию еще, добавив «мудреца», который также не может разобраться. Юмор обязательно должен присутствовать в этой игре. |
Все железно шло вначале, В сказке с белою фатой... | Здесь автор 2-й строки немного уточнил ситуацию, но оставил интригу остальным. Все зависит от 3-го участника, как он сориентируется. |
Набежали тут туманы, Уплываю к миражу... | Ситуация похожа на предыдущую, где все еще ничего не понятно. |
Третья строка
Игра в буриме в полном разгаре. С 3-й строкой все очень непросто. Здесь отсутствует информация, к тому же надо уже начать подготовку окончания для последнего участника. Нужен анализ ситуации, богатая фантазия и умение читать между строк.
(Несокрушима сила) слова! Назад зовут из-за кулис... Артист к народу вышел снова... | Здесь нет ничего сложного. Если зовут, то надо выходить. Концовка остается последнему участнику. |
(Разбирая все) детали, Убегая от вранья, Мы для кворума позвали... | Здесь ясно, что идет поиск истины. Ситуацию надо как-то разрешить, например найти арбитра, который сможет рассудить. |
(Не понятно) ничего Даже мудрому ежу. Все, наверно, от того... | Здесь существует полная неясность, коли даже мудрый еж не в силах разобраться. У оставшихся участников остаются шансы закончить стихотворение и внести ясность. |
(Все железно шло) вначале, В сказке с белою фатой, А теперь хожу в печали... | Очевидно, речь идет о свадьбе. Но что-то предполагалось вначале? Значит должен быть конец. Можно попытаться пойти от обратного, чем-то огорчив жениха. |
(Набежали тут) туманы, Уплываю к миражу... И не трезвый, и не пьяный... | Здесь также пока полная неопределенность. Но пора уже искать ее причины. |
Четвертая строка
Четвертая строка не должна быть обобщающей все предыдущие. Это игроку все равно не удастся, так как он не обладает всей информацией. Поэтому он должен свернуть все по-своему.
Трудность заключается в том, что это следует сделать оригинально. Не так уж проста игра в буриме. Что это будет так интересно, игроки даже не предполагали. Стих уже почти готов, и остается сделать последнее усилие.(Несокрушима сила слова! Назад зовут из-за) кулис... Артист к народу вышел снова, Ударив в грязь лицом на бис. | Традиционные поклоны публике только испортят стих. Здесь нужно как-то вывернуться. Хорошим помощником может оказаться одностишие. Здесь оно пришлось очень кстати. У поэта Владимира Вишневского много таких одностиший в стихах. Он также приводит их отдельно. |
(Разбирая все детали, Убегая от) вранья, Мы для кворума позвали На халяву третье "я". | Здесь появляется арбитр, но несколько в странном ракурсе. Обычно дальше 2-го я не заходят. Но фантазия игрока нашла 3-е я, которое составило компанию на троих. |
(Не понятно ничего Даже мудрому) ежу. Все наверно от того, Что на шухере сижу. | Здесь сработала просто игра слов. Особого смысла концовка не добавила, но вышло смешно, если представить себе дурака, сидящего на «шухере». |
(Все железно шло вначале, В сказке с белою) фатой, А теперь хожу в печали: Не совпали мы резьбой. | Свадьба расстроилась и нужно сослаться на причину этого. "Несовпадение резьбой" стало уже распространенным выражением, а то, что вначале фигурировала тема железа, оказалось просто совпадением. |
(Набежали тут туманы, Уплываю к) миражу... И не трезвый, и не пьяный - Весь "нагугленный" хожу. | Игрок нашел очень современное решение. Сейчас многие проводят времени в компании с интернетом, и такая ситуация вполне реальна. |
Приведем теперь неудачные примеры, которые покажут, как нарушаются принципы игры в буриме.
Машины ездят задом наперед, Рекламу украшает чья-то рожа, На крыше жаба соловьем поет, Качает рыбку высохшая лужа. | Начало вроде бы начинает развивать какое-то событие, но все происходит довольно вяло. Каждый игрок пытается вывернуть по-своему, но развития дальше не получается. Каждый играет в свою игру. |
Лениво сыпет дождик проливной, А на траву ложится снежный пух. Бомжи копают нору под луной, С усов устало сбрасывая мух. | Здесь также нет никакой динамики. Первый автор слабо начинает, а второй пытается сыграть на обратном. Но третий игрок сводит эти усилия на нет, а четвертый в том же темпе заканчивает. |
Жанр буриме очень полезен не только для новичков, но и для профессионалов. Особенно он популярен среди конферансье и артистов разговорного жанра. Поэтические импровизации способствуют развитию творческих способностей через буриме. Кино также затронула эта тема. Молодые режиссеры по заданным фрагментам фильма придумывают новые сюжеты.
Заключение
Игра в буриме — что это? Это довольно трудная работа нескольких участников по сочинению стихов поочередно, в которой следует поддерживать динамику, ритм и проявлять изобретательность, не обладая полной информацией.
Каждая последующая строчка должна развивать фантазию и помогать следующему игроку. Конечной целью является приобретение стихотворением определенного смысла. Полезна будет предварительная подготовка, основанная на изучении основных правил составления стихов и анализе предыдущих игр.