В музыке кант - это род бытовой многоголосной песни. Он получил широкое распространение в России, Беларуси и Украине. С чем связано появление кантов? Где данный профессиональный жанр берет свои истоки? Какие характерные черты ему присущи? Эти и ряд других вопросов интересны не только узкому кругу специалистов, но и любознательным личностям, которым нравится музыкальное искусство.
Хоровая музыка
Прежде чем рассматривать вопрос "что такое кант в музыке?", следует рассмотреть хоровое исполнение в целом. Хоровая музыка бывает нескольких типов: народная, культовая, светская, профессиональная. В музыкальном фольклоре хоровое пение существует в виде народной песни. Композиции могут быть как замкнутой структуры (художественно законченные), так и разомкнутой.
Хоровую музыку различают по определенным признакам. Во-первых, по типу многоголосия: гомофония, гетерофония или полифония. Во-вторых, по исполнительскому составу: без сопровождения (a'capella), с сольным пением или с аккомпанементом (инструментальной музыкой).
Хоровые композиции могут быть как частью более крупных произведений, так и вполне самостоятельным сочинением. Широкое распространение получили разнообразные виды хоровых обработок, которые применяются по сегодняшний день. Это аранжировка, транскрипция, а также гармонизация.
Огромное значение для развития хоровой культуры имело искусство Древней Греции, Византии, Индии и Египта. Распад христианства на православие и католичество отразился на культовой и светской эволюции. В средние века появляется тип раннего многоголосия, получивший название органум. Различные монастыри и соборы крупных городов Европы становятся центрами для церковной хоровой музыки. В университетах все чаще звучат студенческие песни и светские мотеты.
Хоровое пение (многоголосие) получает расцвет в эпоху Возрождения. Утверждаются принципы целостности музыкальной композиции, повсеместно распространяются различные светские формы, появляются новые жанры (мотет, мадригал, месса, магнификат, шансон). Творчество мастеров нидерландской школы сыграло значительную роль в эволюции хоровой музыки. Среди важнейших представителей следует отметить Дюфаи, Депре, Изака, Обрехта, Окегема.
Основные технические приемы и эстетические принципы мастеров нидерландской школы проявились в творчестве Лассо, Габриели, Палестрины, Монтеверди и других. Ключевым моментом стало возникновение оперы. Это послужило окончательным отделением хоровой музыки от церкви. Под воздействием этого синтетического жанра сформировались кантаты и оратории.
Что такое кант в музыке?
Как указывалось выше, это род бытовой многоголосной песни. С середины XVII века по всей России стремительно развивается силлабическая поэзия. В связи с этим появляется и кант как профессиональный жанр. Изначально они писались преимущественно на религиозные тексты и назывались псальмами.
Ранние канты содержат сложный интонационный строй, в котором тесно переплетаются русские и украинские народные песни, польские мелодии и знаменный распев. Они бывают различного тематического содержания и часто именуются песнями.
Со временем их интонационный строй значительно обогатился. Органично вплетаются элементы бытующих народных песен и танцевальных форм. Некоторые разновидности кантов прочно входят в устную народную традицию.
Истоки кантов
Не все знают значение слова "кант". В переводе с латинского - "пение". Их истоки начинаются с музыкальной культуры Польши. С середины XVI века они носили название "кантычек". Широкое распространение в России, Украине и Беларуси они получили в XVI-XVII веках. Их тематика была достаточно разнообразной. Духовные канты стали очень популярны среди духовенства во второй половине XVII века. Это "покаянные" или "назидательные" песнопения. Они исполнялись в спокойном и неторопливом темпе. Имели мерную ритмику и хоральный склад.
Партесное пение
Развивалось параллельно с кантами. Такие песнопения предназначались для четырех, шести, восьми, двенадцати и более голосов. Их количество достигало двадцати четырех и сорока восьми. Самой развитой формой многоголосного пения стали духовные концерты. Они звучали во время праздничного богослужения. Благодаря концертам появилась новая нотация, которая существует и по сей день. Это пятилинейный нотный стан. И если до появления партесного стиля были крюки, то в этот период появляется необходимость точной записи гармонического многоголосия. С этого времени каждая нота обозначает определенную высоту и длительность.
Партесные произведения создавали многие композиторы. Однако наиболее известны Николай Дилецкий, Василий Титов, Николай Калашников, Дмитрий Березовский и Дмитрий Бортнянский.
От псальмы к канту
Псальмы, в отличие от церковных псалмов, были предназначены для домашнего музицирования. Они не выполняли функции молитв, их порядок не был строго регламентирован. Поэтому они быстро вошли в обиход и стали популярны в XVII веке в России, Беларуси и Украине. Образцы данного жанра можно обнаружить в сборнике "Месяцеслов" Симеона Полоцкого. Музыку к текстам написал Василий Титов.
Псальма - это чрезвычайно важная ступень перехода от церковной музыке к светской. В частности, к жанру лирического канта. Иногда значения этих слов тождественны.
Характерные черты: трехголосное движение, изложение двух верхних голосов параллельными терциями, опорный бас, гармонический остов. Все это станет основными чертами канта в XVIII веке.
Форма псальмов двухчастная, отталкивается от смысловой нагрузки поэтического текста. Характер музыки может быть разнообразным - от мольбы и жалобы к восхвалениям и размышлениям.
Канты в эпоху Петра I
В этот период времени особое место занимают канты на патриотические темы. Они по праву считаются популярным массовым жанром, звучат на официальных торжествах, посвящаются военным победам и важным событийным моментам государственной жизни. При Петре I воздвигались триумфальные ворота. Это происходило на московских, а позже Санкт-Петербургских улицах по случаю выигранных сражений. Победителей встречали во вратах хоры певчих и торжественные фанфары военных оркестров.
Панегирические и виватные канты
Песнопения создавались специально и исполнялись в честь царя и его полководцев. В это время появилось такое название кантов, как "панегирический" и "виватный". В переводе с греческого panhgurikoz - это хвалебная песнь, чрезмерное восхваление. В переводе с латинского vivat означает "да здравствует". Пение таких кантов сочеталось с чтением "похвальных слов", чередовалось со звоном колоколов или пальбой из пушек, а также сопровождалось игрой на медных духовых инструментов. В музыке кант - это одно из важных песнопений, которое часто встречалось в домашнем быту. Они звучали после приветственных и торжественных речей, в качестве здравицы. Панегирические канты входили в пьесы школьных театров Петербурга и Москвы.
Характерные черты кантов
Главной чертой музыкальной составляющей кантов является трехголосное изложение с параллельными движениями двух верхних голосов. Самостоятельный бас выполняет функцию гармонической основы. Мелодика насыщена интонациями знаменного распева, а также русской, белорусской, польской и украинской народной песенности. Если рассматривать петровскую эпоху, то в музыке кант - это песнопение, в котором часто использовались фанфарные интонации, напоминающие по своему звучанию военные сигналы. Праздничный и торжественный характер придавали распевы-юбиляции на словах "Виват!", а также четкий ритм марша. Долгое время преобладал маршево-хоровой жанр. Кант на смену созерцательно-распевным формам принес мелос в движении, четкие и упругие ритмы, силлабический метр.
Расцвет жанра. Авторы текстов
Наивысший расцвет кант получает к середине XVIII века. В это время появляются лирические, исторические и шуточные песнопения. Они сохранили свою популярность вплоть до начала XIX века. Лучшие литераторы своего времени были авторами текстов. Среди них: М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский.
Авторство музыки часто закреплялось именно за поэтами. Это было связано с тем, что в рукописных сборниках (по традиции) не указывались имена композиторов. Традиция исполнять канты на известные напевы существовала издавна, практически с момента появления их в музыке. Кант - это и текстовый вариант, сохранившийся в рукописных сборниках. Большая их часть кочевала из одного сборника в другой, а напевы многих кантов имелись в нескольких вариантах.
Как исполнялись канты?
Чаще всего они звучали без музыкального сопровождения (аккомпанемента). То есть исполнялись a'capella. Однако все зависело от тематики того или иного произведения. В некоторых случаях бас (или вся фактура) дублировались на различных инструментах.
Некоторые назидательные и покаянные примеры кантов исполнялись на органе. Панегирические - на духовых инструментах. Пасторальные или любовные сопровождались игрой на гитаре, клавесине, лютне или фортепиано.
Влияние фольклора
Шуточные канты являются ярчайшим примером влияния фольклора на этот профессиональный жанр. Большое количество городских народных песен можно обнаружить в рукописных сборниках 60-70-х годов XVIII века. Эти образцы считаются наиболее ранней формой фиксации народного песенного творчества. На основе рукописных сборников в 70-80-х годах были созданы печатные собрания песен. В итоге взаимодействия городской народной песни и канта состоялись существенные трансформации в этих жанрах. В песне четко проявились стилистические черты: структура напева, фактура. Богатство ритма и форм, разнообразие тематики приобрел кант. Значение и влияние фольклора, как видим, неоспоримо.
Русское православное церковное пение
С понятием православия тесно связано возможное совершенство. Такое богослужение считается самым лучшим и идеальным на земле. Голос, как звуковой орган человеческой души, избран для прославления Бога. Православное пение - это совокупность церковно-богослужебных песен. Их текст написан просвещенными песнописцами, ими же распет. Мелодия имеет свои особенности. В ней отражаются национальный характер, психология народа, условия проживания и прочие моменты. Около тысячи лет тому назад наши прадеды приняли Святое Православие от Восточной Византийской Церкви. Его текст перевели всем известные святые Кирилл и Мефодий. А мелодию со временем перевела сама православная Русь. Данный перевод длился на протяжении нескольких столетий, так как это был фактически новый мелодический язык. В нем и отразилось русское православное пение. Собственно, и само православие за это время окрепло, выросло и окончательно сформировалось.
Таким образом, хоровая музыка бывает нескольких типов, и ее различают по определенным признакам. Хоровое многоголосие существовало в средние века, а в эпоху Возрождения получает расцвет. Основные технические приемы и эстетические принципы были заложены мастерами нидерландской школы и их последователями.
В статье был рассмотрен главный вопрос, поставленный вначале - "что значит кант?" Были выявлены его истоки, характерные черты и виды. Весьма примечательно, что расцвет жанра пришелся на XVIII столетие, которое принято считать веком разума и просвещения.