Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.
Метод деловой игры
Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.
Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.
Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.
Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.
Классификация деловых игр
ДИ можно классифицировать по многим признакам.
Признак | Виды игр | |
Отражение реальности | Реальные (практика) | Теоретические (абстрактные) |
Уровень сложности | Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков) | Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов) |
Оценка итогов | Оценка жюри, эксперта | Самооценка |
Регламент | Жесткие с четким порядком действий, временными рамками | Свободные (без строгого регламента) |
По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:
1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):
- исследовательские (способствуют получению новых знаний);
- для практической деятельности (формируют навыки);
- поисковые (поиск информации или совместного решения).
2. Для профессиональной ориентации.
3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.
4. Для отбора специалистов на вакантную должность.
ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:
- партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
- противоборство сторон, команд;
- состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
- ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.
Разновидности деловых игр
Формы деловой игры | Характеристика | Примеры деловых игр |
Групповая дискуссия | Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются. | «Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет» |
Ролевая игра | Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций. | «Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный» |
Салонная игра | Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются. | «Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра» |
Эмоционально-деятельностная игра | Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил. | «Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений |
Блиц-игра | Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций. | «Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация» |
Имитационная игра | Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу. | «Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж» |
Инновационная | Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации. | Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм |
Стратегическая | Коллективное создание картины будущего развития ситуации. | «Создание нового продукта», «Выход на новые рынки» |
Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.
Как организовать игру?
Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.
- Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
- Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
- Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
- Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.
Этапы проведения
- Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
- Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
- Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
- Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.
Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.
Деловая игра «Производственное совещание»
Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.
Участники игры:
- сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
- группа экспертов (10 человек).
Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.
План игры «Производственное совещание»
Сценарий деловой игры | |
Вводная часть | Вступление. Цели и тема игры. |
Игровая ситуация | Ознакомление с ситуацией на фирме. |
План подготовки к совещанию |
|
| |
Совещание | Выступление директора, реакция и вопросы от начальников. |
Дискуссия и коллективное обсуждение вопросов. | Каким будет поведение директора на совещании? Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками? Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания? |
Подведение итогов | Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей? |
Ролевая игра
Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.
- Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
- Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
- Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.
Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов
Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.
Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.
Примерные темы игр по менеджменту
Форма | Примеры деловых игр |
Групповая дискуссия | «Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора» «Организационная культура студентов колледжа» «Цикл менеджмента в учебном заведении» |
Ролевая игра | «Аттестация персонала» «Как попросить прибавку к зарплате?» «Переговоры по телефону» «Заключение контракта» |
Эмоционально-деятельностная игра | «Этика делового общения. Служебный роман» «Конфликт между начальниками отделов» «Деловое общение. Увольнение сотрудника» «Справиться со стрессом» |
Имитационная игра | «Эффективность контроля» «Разработка бизнес-плана» «Деловое письмо» «Подготовка годового отчета» |
Метод игр и метод кейсов
При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.
Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.
Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.