В Третьяковской галерее, которая была основа в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году очень известным купцом, находится единственный прижизненный живописный портрет Чехова. Молодой Петербургский художник Иосиф Браз написал эту картину по заказу Павла Михайловича Третьякова в тысяча восемьсот девяносто восьмом - в год кончины этого известнейшего мецената и собирателя произведений русского искусства. Вся коллекция насчитывает более одной тысячи известнейших полотен, около пятисот рисунков и десять скульптур русских творцов, а также около ста полотен иностранных художников.
Последнее произведение известной коллекции купца Третьякова
Таким образом, портрет Чехова завершил блистательную коллекцию, которую Павел Михайлович неутомимо собирал долгие годы. Портреты Александра Николаевича Островского, Федора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова составили единственную и уникальную в своем роде живописную летопись русской культуры.
На сегодняшний день портрет Чехова в Третьяковской галерее постоянно хранится в ее архивных запасниках. И выставляется в ее величественные залы только по особенным праздникам. Это либо даты юбилеев Антона Павловича, либо дни проведения особенных торжеств.
Такое уникальное собрание произведений - величайше сокровище для любого музея. И желание Павла Михайловича Третьякова иметь в своей коллекции портрет А. П.Чехова естественно и понятно. Трудно объяснить другое: почему столь ответственный и почетный заказ достался едва заявившему о себе ученику Репина?
Литературный образ, созданный Ильей Ефимовичем
На тот момент сам Илья Ефимович Репин мечтал написать образ Антона Павловича уже долгие годы. И однажды, узнав об этом, Чехов в своей обычной манере - полусерьезно-полушутливо - заметил, что готов бросить все дела и позировать великому художнику круглые сутки.
Впоследствии Илья Ефимович напишет литературный портрет Чехова, и надо признать, что именно это описание будет гораздо точнее и выразительнее, нежели картина Иосифа Браза. "Тонкий, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Он с удовольствием ощущал на себе кольчугу мужества".
Недовольство писателя собственным изображением и его высказывания
Вот именно этой "кольчуги мужества" как раз и не было на полотне, которое создал Иосиф Браз. Портрет Чехова не произвел впечатления и на самого писателя. Он не был в восторге от этого шедевра. И даже своеобразно высказался по этому поводу: "У меня такое выражение здесь, как будто я нанюхался хрена…".
А несколько лет спустя он выразился еще резче: "Ведь это ужасный портрет. И если я стал писать мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой". Простота и терпимость величайшего писателя многих вводила в заблуждение. Даже среди лично знавших его людей было немало таких, кто пытался представить писателя недеятельной и унылой натурой. Человеком слабым.
То, что не смог передать художник Иосиф Браз
Чехов был очень деятельной и отзывчивой натурой. Ведь именно к нему приходили мужики из соседнего с Мелиховым селения с просьбой о постройке школы. Антон Павлович выстроил три школы, которые считались образцовыми. Все это и еще многое другое делал этот великий писатель, живший литературным трудом - в то время не очень доходным и прибыльным. Недаром безденежье - постоянная тема чеховских шуток.
Осенью тысяча восемьсот девяносто восьмого, в год, когда художником Иосифом Бразом был создан портрет Чехова, писатель уведомил сестру о своем решении: гонорар с "Чайки" пойдет на школу. И в этом весь Антон Павлович.
Это творец, который смог в своей личности объединить самые важные качества. Это сострадание, прозаический труд и чувство прекрасного. У него было неповторимое мировосприятие, тонкие и чуткие движения души.
Известный портрет Чехова. Фото писателя для сравнения образа
Ни одно из этих качеств не смог передать в своем произведении совсем еще молодой, начинающий живописец. Иосиф Браз работал над полотном несколько лет. Первый портрет, созданный в тысяча восемьсот девяносто седьмом году, не понравился не только самому художнику, его забраковал и сам Павел Михайлович Третьяков – владелец музея.
Но и вторая работа, проданная заказчику, не впечатлила Антона Павловича. Портрет показался ему неинтересным. По мнению Чехова, было в этом изображении что-то лишнее, а чего-то наоборот не хватало. Даже обычное фото передавало образ Антона Павловича гораздо живее, чем полотно Иосифа Браза.
Как увидел и изобразил молодой живописец великого писателя?
Слишком элегантным и манерным оказался портрет Антона Павловича. Художник изобразил его как обычного человека, который относился к типичной русской интеллигенции конца девятнадцатого века.
Иосиф Браз создал изящный образ Чехова, который утопает в старинном элегантном кресле с бархатной спинкой. Лицо писателя очень тонкое. Оно склонено на бледную бескровную руку, а глаза за стеклами пенсне безгранично грустные и сухие. Вся картина написана в очень холодных и темных тонах, которые придают внешности Антона Павловича не только серьезное, но и даже какое-то болезненное выражение.
Сравнительные образы изображений Антона Павловича
Если сравнить описание портрета Чехова и фотографию, где изображен великий писатель, то можно увидеть заметную разницу. Копия образа, сделанная фотографом, показывает человека, который переполнен жизненными силами и молодым задором.
Открытое лицо Антона Павловича Чехова светится каким-то особенным лукавством. В нем ощущаются простота и бесстрашие. А лучистые глаза писателя выражают глубокую мысль и одновременно некую детскую непосредственность. И тем не менее, есть во всем образе несомненная интеллигентность, что добавляет особое очарование запечатленному образу Антона Павловича.
А глядя на портрет Чехова, написанный Иосифом Бразом, невозможно не заметить, что здесь писатель выглядит гораздо строже и в то же время печальнее. В его образе уже нет той непосредственности, которая присутствует на фотографиях. Все черты лица стали как будто строже и жестче, а взгляд наполнен глубокой задумчивостью. Присутствует в нем некая холодность интеллигенции.
Тем не менее описываемый портрет Чехова в Третьяковской галерее остается единственным произведением искусства, которое было создано еще при жизни величайшего писателя. Никто так больше и не решился взяться за кисть и написать Антона Павловича Чехова. Портрет этот был размножен в бесчисленных копиях, но истинным создателем уникального шедевра по праву считается молодой ученик Ильи Ефимовича Репина живописец Браз.