Активное нервно-психическое развитие у ребенка происходит на третий год жизни. Очень заметно развивается формирование речи. Используются практически все части речи, ребенок перестает пользоваться облегченными формами слов, которыми он пользовался ранее («бо-бо», «гав-гав», «куп-куп»). Он уже задумывается над правильным произношением слов.
Развитие с помощью игры
Все упражнения для развития речи с детьми проводятся в игровой форме. Только при таком занятии запоминается основная часть информации. Упражнения также будут полезны для человека любой возрастной категории, желающего улучшить речь.
Уровень мышления отражает речь ребенка. Именно то, как дети представляют назначение предметов, окружающих их дома, и есть показатель уровня мышления по речи.
Новые предметы должны вызывать у малыша интерес. Любопытство подталкивает малыша определить функциональность вещи. В связи с этим родители должны удовлетворять его вопросы: "Для чего это?", "Зачем?", "Как?", "Почему?".
Познавательное развитие очень нужно для ребенка трехлетнего возраста. Появление сложных предложений с использованием различных частей речи свидетельствует об активности в мыслительной деятельности. Все упражнения для развития речи ребенка проводятся в виде игр.
Пассивный словарь как основа
Словесные указания поиска предмета по определенному признаку учат ребенка распознавать и запоминать объекты. Например: «Где синий кубик? Принеси его».
Ребенок приучается определять нахождение предметов в пространстве. Для этого ставятся точные просьбы: «Возьми мяч из коробки». Постепенно задачи усложняются. В повседневной жизни это может быть одна просьба из трех пунктов: «Возьми мяч, найди папу. Отдай его папе».
Такие сложные упражнения для развития речи ребенка должны быть понятны малышу. Разнообразные игры, изображения животных, картинки помогут расширить запас слов у ребенка.
От игры к реальности
Развивающие таблички.
Меняя темы, учите ребенка привыкать к реальным предметам в процессе игры.
В подготовленных коробках, домиках «живут» разные животные – домашние и дикие. Задача ребенка – подобрать картинку с указанным животным.
Помоги найти домик. Немного противоположная задача предыдущей игре. Теперь, наоборот, взяв игрушку в руки, ребенок должен подобрать домик по картинкам, которые расставлены возле коробочек.
Что мы видим?
Перед ребенком разложены картинки. Взяв одну, ребенок должен рассказать о том, что он видит. Если малыш затрудняется, то взрослый помогает ему, побуждая договаривать сказанную фразу до конца.
Найди пару
Отличные развивающие упражнения на развитие речи дошкольников заложены в игре с парными картинками. На столе раскладываются изображения в несколько рядов. Для начала это три-четыре ряда по 4-5 картинок.
Все изображенные предметы должны быть хорошо ему знакомы. Простым вопросом ставим задачу: «Где еще такая картинка?» или «Я нашла мячик, а еще есть мячик?»
Развитие активной речи
На раннем этапе речевого развития важно уделить внимание расширению активного словаря, а также сформировать грамматическое построение речи.
Элементарные навыки – распознавание предметов, явлений, действий - будут развиваться у ребенка более активно во время регулярных занятий. Постоянные тренировки, дидактические упражнения по развитию речи насыщают словарный запас ребенка. Он старается строить фразы, давать развернутые ответы.
Пассивность взрослых тоже дает свои результаты – скудный словарный запас у малыша.
Для закрепления новых фраз, отдельных слов детям важно «встретить» их в паре со знакомыми определениями. Например, «мишка в зеленой шапке, сидит на полке, за книгой», «зайка серый, живет в лесу, ест морковку».
Описывая новую игрушку, уделите внимание ярким деталям, проговорите их: «петушок – красный гребешок, золотые перышки, острый клюв, зоркие глазки». Покажите, как кричит петушок - «ку-ка-ре-ку». Задействуйте все части организма по восприятию предмета. Можно добавить сюжеты из сказок, а также перечитать еще раз любимые книжки («Петушок – золотой гребешок»).
Попросите ребенка рассказать, что он видит, где еще встречался этот персонаж, с кем он там был. Важно задавать конкретные вопросы, поначалу односложные.
Дать волю эмоциям
Некоторые основные условия просто необходимы, чтобы речевая деятельность продвигалась в развитии. Потребность высказаться – одно из главных правил укрепления и возникновения речи. Это касается даже самых маленьких детей. Для них это возможность показать чувства и эмоции, которые они испытывают.
Некоторые ситуации создаются искусственно для того, чтобы ребенок проявил себя. Речевое высказывание должно быть содержательным. Школьник должен подробно описать свое восприятие. Логичное изложение фраз зависит от грамотности ребенка.
Развитие речи дошколят
Индивидуальное развитие речи у всех детей протекает по-своему. Всё зависит от особенностей речи.
Проблемное произношение одновременно нескольких звуков - довольно частое явление. Труднее всего справляться со звуками «з», «с» «ж», «ш». К логопеду следует обратиться, когда проблема не разрешилась на пятый год жизни. До 4 лет частичная «хромота» звуков считается нормой.
Овладеть речью ребенок должен еще в дошкольном возрасте. Это самый длительный и сложный процесс в освоении речи. К школьному возрасту (около 7-го года жизни) язык является инструментом общения. Специалист подбирает комплексные упражнения на развитие речи дошкольников. Ребенок должен воспринимать их в качестве осознанных уроков. Подготовка к школе подразумевает обучение письму и чтению.
После подготовительного периода программа для детей старшего возраста включает упражнения на развитие речи школьников. Звуковая речь ставится, когда дошкольники осознают отличительные особенности в произношении.
Проверенный метод – скороговорки
Простые скороговорки помогут справиться с проблемой за несколько упражнений.
Положение тела должно располагать к восприятию информации и программированию произношения. В положении сидя держите спину прямо, руки - на коленях. Дыхание спокойное, произвольное.
Устранить барьер в произношении звуков «б», «р», помогут словосочетания: "белорылый баран всех перебодал", "барабанщика брыкнул баран", "во боры бегут бобры, они добры", "бобрята у бобра добры".
Довести до совершенства звуки «в», «р» помогут тренировки с текстом: "ворона довела вороненка до ворот", "Варя верит в доброту", "вратарь Вова, как ворона".
На звуки «г», «р» работают фразы - "по дороге ходят ноги", "все грибы изгрызены грызунами", "у Горыныча вырос горб, он с горы на голову грохнулся". Со звуком «ж» проговариваются - "у джигита два визита", "жаба жадными глазами провожала дирижабль", "жираф на шарф смотрел жалостливо".
Над проблемными «ж» и «ш» проговаривайте - "по кривой дорожке побежали ножки".
Звуки «з», «р», исправляются с произношением - "зайка, зайка острозубый, здесь везде твои следы", "где гроза грозилась быть, там воды нам не возить".
Фразы, отрабатывающие звуки «з», «с» - "шел косой козел с седой козой", "казус вышел из указа".
Детская интуиция
Дети легко распознают закономерность строения слов и построений фраз. В возрасте 3-5 лет речь воспринимается как «ощущаемая» действительность. Значение слов, произнесенных взрослыми, иногда применяется детьми по-своему, но они всегда чувствуют связь между предметом и смыслом сказанных фраз.
Каждый может вспомнить детскую непосредственность - слегка искаженные определения, адресованные к предмету или вещи. Но эта способность у специалистов называется вполне серьезным навыком – словотворчеством.
Небольшая коллекция чудесных детских мыслей собрана у К. И. Чуковского в его книге. Детское словотворчество собрано из разных примеров, например: «У лысого голова босиком», «От мятных лепешек во рту сквознячок».
Школьные сочинения – урок на развитие фантазии
Упражнения на развитие связной речи – главная часть в образовании школьников младших классов.
Работы, которые включаются в методику обучения – дидактические упражнения по развитию речи, рассказы, школьные сочинения. Общение со сверстниками тоже способствует формированию у ребенка правильной речи.
Грамотные упражнения помогут школьнику развить понятие о правильном выражении мыслей. Младший школьный возраст – тот самый период, когда прочно накапливается преподнесенная информация.
До детей доводится понятие, что средств общения может быть несколько – жесты, мимика, язык. Упражнения на развитие связной речи включают практические занятия с предметами, чтение, самостоятельные рассказы о прочитанном материале.
«Детское» произношение у взрослых. Работа специалистов
Если у ребенка неправильное произношение списывается на возраст, то у взрослого человека это перерастает в психологический комплекс. Поэтому выговаривать звук правильно, без картавости, шепелявости – правило хорошего тона и работы над собой.
Очень часто серьезные проблемы мучают людей взрослых. Образовательные учреждения давно позади, детские игры уже не помогут. За дело берутся специалисты в этой области – логопеды.
Задача - развитие речи у взрослых. Упражнения направлены на устранение не только неправильного произношения звуков, но и чрезмерно быстрого темпа речи, задержки произношения.
Врачи-логопеды подберут упражнения для развития речи, исправят шепелявость, картавость, гнусавость, заикание. А некоторым требуется исправить неспособность произношения слов в точном порядке.
Волнение под контролем
Некоторые люди ощущают свою проблему, когда вступают в общение с незнакомым собеседником. Речь меняется до неузнаваемости, окружающие её не понимают.
Восстановление дыхания поможет исправить ситуацию. Поэтому всегда для такого типа пациентов главное правило – успокоиться. Опытные специалисты помогут найти мотивацию, чтобы сделать всё правильно.
Диафрагменные упражнения для развития речи и ежедневные тренировки действуют очень позитивно:
- Глубоко вздохнуть, надув живот. Выдыхая, втягивайте живот. Перед встречей обязательно прочитывается весь текст. Во время беседы надо контролировать свою речь, соблюдать спокойствие и постараться держать темп.
Если чувствуете, что начинаете ускоряться – делайте глубокий вдох.
- Формированию артикуляции поможет специальная миогимнастика по три раза в день.
В рот набирается вода, которую нужно удержать не менее 15 секунд.
Гнусавость в голосе может проявляться, когда носовая часть не участвует в голосообразовании. Кроме некрасивого дефекта, решается вопрос с лечением заболевания, при котором устраняется затрудненное носовое дыхание.
Вызывать недуг могут полипы, искривления в носовых перегородках. Последствия выражаются в искажении голоса, неправильном произношении звуков «м» «н». Практические занятия со специалистом избавляют пациентов от гнусавости.
Подтянуть имидж
Общее впечатление о человеке создает мимика во время разговора. Правильное управление своими эмоциями поможет держать манеру разговора. Особенно это важно при публичном выступлении. Логопедические центры практикуют групповые занятия, которые способствуют лучшему усвоению материала.
Врачи рекомендуют использовать упражнения для развития речи для правильного речевого дыхания. Через нос делается вдох. Выдох производится через рот.
Правильное речевое дыхание – это еще дополнительная профилактика простудных заболеваний. Артикуляцию звуков обеспечивает правильная дикция.
Нечеткие звуки получаются, когда рот «работает не в полную силу». А именно – плохо открывается. В этом случае логопедические упражнения на развитие речи - это работа с подвижностью нижней мышцы на челюсти.
Неподвижность губ сказывается на гласных и согласных звуках. На правильное развитие речи влияет работа языком.
Особенно трудно произносить слова, где много согласных. Регулярные тренировки, включая упражнения языка для развития речи, обеспечат хорошее произношение. Главное правило - все слова проговариваются на одном выдохе.