Крестовые походы как военно-религиозное явление возникли во времена правления римского папы Григория Седьмого и были направлены на освобождение от «неверных» Палестины и Иерусалима, где находился гроб Господень, а также распространение христианства военным путем среди язычников, мусульман, жителей православных государств и еретических движений. В последующие столетия крестовые походы велись преимущественно ради христианизации населения Прибалтики, подавления еретических проявлений в ряде европейских стран или для решения каких-то личных задач лиц, возглавлявших престол в Ватикане.
Всего было девять военных кампаний. К чему стремились основные участники Третьего крестового похода? Таблица приблизительно отражает их притязания в конкретном походе в общих чертах так:
Кто ходил в крестовые походы?
Рядовые участники Третьего крестового похода по своему составу не сильно отличались от контингента, принимавшего участие в подобных действиях ранее. Например, в первом походе принимали участие многочисленные французские вельможи того времени, которые со своими дружинами и примыкавшими к ним монахами и обывателями (были даже дети, готовые идти на «неверных» во имя обещанного папой прощения всех грехов) различными путями пришли в Константинополь и в 1097 году перешли Босфор.
Триста тысяч крестоносцев участвовали в одном из походов
Общее число крестоносцев достигало приблизительно трети миллиона человек. Через два года они с боями достигли Иерусалима, вырезав значительную часть мусульманского населения, проживавшего здесь. Потом рыцари со своими войсками вели войны как с мусульманами, так и с греками, византийцами и др. Они основали несколько христианских государств на территории Ливана, которые контролировали торговлю между Европой, Китаем и Индией до тех пор, пока не были открыты новые пути в азиатские земли через Восточную Русь. Торговлю через русские земли также попытались контролировать с помощью крестоносцев, поэтому сторонники этого военно-религиозного движения дольше всего сохранялись именно в Прибалтике.
Древняя Эдесса как повод для войны
Участники Третьего крестового похода (1147-1149) фактически были задействованы во втором крестовом походе. Это событие также начиналось с прибытия в Константинополь германского короля Конрада со своими войсками в 1147 году. Предпосылками для второй волны военных действий на Священной земле послужило то, что мусульманская цивилизация активизировалась и стала возвращаться на отбитые у нее ранее земли. В частности, была захвачена Эдесса, в Иерусалиме умер король Фульк, имевший также владения во Франции, а его дочь не могла обеспечить должной защиты интересов из-за мятежа вассалов.
Святой Бернард благословлял немцев и французов на поход
Участники третьего крестового похода (фактически второго, в середине 12-го века) готовились не один год. Предполагалось, что за него активно выступит Римский Папа Евгений Третий, который, однако, в то время был ослаблен как авторитет демократическими течениями в Италии (под руководством Арнольда Брешианского). Французский правитель Людовик Седьмой, рыцарь по духу, тоже претерпевал некоторые колебания, пока на поход его не благословил Папа Римский в лице Святого Бернарда, который прочитал проповедь о необходимости освобождения Гроба Господня в 1146 году, вдохновив население средней и южной Франции. Участники 3 крестового похода (историки считают его вторым) вышли из Франции общим числом около 70 тысяч человек, к которым по пути присоединилось столько же людей из паломников. Годом позже Святой Бернард вызвал такую же волну народного движения среди германского населения, когда прибыл с визитом к королю Конраду.
Переправившись через Босфор, германцы короля Конрада столкнулись с таким сопротивлением сельджуков, что не смогли пройти вглубь страны и, в конце концов, вернулись на родину (в том числе Конрад и король Людвиг Седьмой). Французы же пошли вдоль берегов Малой Азии, и наиболее знатные из них приплыли в Сирию в 1148 году. Сухопутные войска почти в полном составе погибли во время перехода. Эдесса, отбитая крестоносцами у «неверных», была опять отвоевана мусульманами, Нур ад Дин захватил земли рядом с Антиохией, курды под предводительством Ширку захватили Египет, в котором воцарился впоследствии знаменитый Саладин, подчинивший себе также мусульманскую Сирию, Дамаск и часть Месопотамии.
Обострение отношений на Востоке после смерти Балдуина Четвертого
В те годы в Иерусалиме правил тяжело больной проказой Балдуин Четвертый, который был хорошим дипломатом и удачно поддерживал нейтралитет между Иерусалимом и Дамаском. Однако после его смерти некто Ги де Лузиньян сочетался браком с сестрой Балдуина, провозгласил себе королем Иерусалима и стал провоцировать Саладина на военные действия, в которых последний более чем преуспел, отвоевав у крестоносцев почти все земли.
Военные успехи Саладина привели к тому, что в Европе появились потенциальные участники третьего крестового похода, которые захотели ему отомстить. Новую военную операцию на востоке с благословления Папы Римского возглавили Фридрих Барбаросса, король Филипп Август Второй (французский) и Ричард Львиное Сердце – король Англии того времени. Стоит отметить, что Филипп и Ричард явно недолюбливали друг друга. Это было обусловлено тем, что Филипп был мастером интриг (в том числе с братом Ричарда, Иоанном Безземельным, который руководил Англией в отсутствие основного правителя), что не отличало его английского противника. Последний, впрочем, многое терпел, не пуская в ход военную силу своего государства.
Фридрих Барбаросса был осторожным военачальником
Такие отношения имели между собой главы государств – участники Третьего крестового похода. Фридрих Первый, как полагают некоторые историки, был далек от подобных склок и готовился к своему предприятию на Востоке очень тщательно. Есть некоторые данные, что он перед походом провел переговоры и с Византией, и с иконийским султаном, и, возможно, с самим султаном Саладином. По договору с византийским императором участники 3 крестового похода получали свободный проход через земли и поставку провианта по заранее установленным ценам. Венгерский король Бэла, не участвовавший в походе, провел армию Барбароссы через свою территорию оптимальным путем. Но во время пути на германцев начали нападать шайки разбойников. В число крестоносцев стали входить местные жители, недовольные своими правителями, что увеличило число боевых столкновений.
С какими трудностями столкнулись германские участники Третьего крестового похода? Фридрих 1 не учел, что после переправы Босфора в марте 1190 года его уже истощенным войскам придется идти по Малой Азии, ранее опустошенной войнами с сельджуками, где они будут испытывать проблемы с вьючными животными и провиантом. Король Германии одержал крупную победу при Иконии, но в Киликии, при переходе через горную речку Салеф, Фридрих захлебнулся и погиб. Это разрушило успех всего предприятия, так как часть крестоносцев вынуждена была вернуться в Европу морским путем, а часть, дошедшая до Агры (основной цели похода) под руководством герцога Швабского участвовала в сражениях вместе с остальными христианами.
Ричард и Филипп пошли морским путем
Другие высокопоставленные участники Третьего крестового похода (1189-1192) прибыли для осады Агры со своими войсками весной 1190 года. По пути Ричарду удалось захватить Кипр. А вот Агра, преимущественно из-за противоречий между Ричардом и Филиппом, продержалась до лета 1191, почти два года. Часть французских рыцарей после этого отплыла на родину под руководством своего короля. Но некоторые, вроде Генриха Шампанского, Гуго Бургундского и др. остались воевать в Сирии, где нанесли поражение Саладину при Арсуфе, но не смогли вернуть Иерусалим. В сентябре 1192 г. участники Третьего крестового похода подписали с султаном мирный договор, по которому христиане могли только посещать Священный город. Ричард Львиное сердце после этого вернулся на родину. Приблизительно в этот же период появился тевтонский рыцарский орден, который получился путем преобразования немецкого госпитального братства Св. Марии, организованного в период нашествия на Восток.
Результаты крестовых походов
Какие результаты имели государства-участники Третьего крестового похода? Таблица показывает, что европейцы и народы Востока, скорее, больше потеряли от этих исторических событий. Но стоит отметить, что Крестовые походы в качестве результата имели не только гибель большого количества людей, ослабление средневековых форм правления, но и способствовали сближению между собой классов, различных национальностей и народов, содействовали развитию мореплавания и торговли, распространению христианства, взаимному проникновению культурных ценностей Востока и Запада.