Юбилей Лермонтова увеличил интерес к его творчеству. В большинстве случаев читателя интересует психология автора, манера писательства, особенности лирического героя. Для лирики Лермонтова данный вопрос особенно актуален, ведь до сих пор идут споры о том, насколько герой лирики Лермонтова автобиографичен, списан с самого автора. В самом деле, у Лермонтова, как ни у кого другого из поэтов, реализуется принцип автобиографизма. Поэтому практически не считается ошибкой такое сопоставление, как «автор» - «лирический герой»
Истоки лермонтовского творчества
Многие исследователи говорят о том, что корни тематики и проблематики творчества Лермонтова следует искать в его детстве. Он не познал материнской любви, воспитывался своей строгой бабушкой, отсюда такие проблемы в творчестве писателя, как непонимание и одиночество. Данный мотив усиливается еще больше в связи с увлеченностью автора творчеством писателей-романтиков. Если В. А. Жуковский опирался на романтизм немецкий, то Лермонтову интереснее был английский романтизм, главным образом в лице поэта Байрона. Лирический герой Лермонтова в чем то схож с байроновским: он такой же одинокий, ищущий, стремящийся вырваться из мира реальности.
Специфика романтизма в творчестве Лермонтова
Романтизм как литературное направление возникает на почве разочарования во французской революции. Люди, стремящиеся к свободе, равенству и братству, не достигли того, чего хотели. Именно поэтому герои романтических произведений не бывают счастливы.
Лермонтовский романтический герой имеет свою специфику. Как правило, он герой-бунтарь, он не желает мириться со своим положением. Однако вырваться из реального мира, попасть в мир идеальный никогда не удается. Поэтому часто лирический герой Лермонтова уносится в мечты. Это мы видим в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». Это яркий пример романтического творчества поэта. Здесь герой практически неотделим от автора. Он находится в обществе, в котором царят ложь и притворство, все это ему претит, мыслями герой отправляется в свое детство. Как мы понимаем, что стихотворение автобиографично? Прежде всего по финальным строкам, в которых Лермонтов желает бросить в лицо лицемерным людям свой «железный стих, облитый горечью и злостью» - единственное оружие поэта.
Эволюция творчества и лирический герой
Лермонтова считают одним из самых статичных писателей. Действительно, в его карьере сложно выделить периоды. Традиционно творчество М. Ю. Лермонтова делят на раннее и позднее. Границей между двумя этапами становится стихотворение «Смерть поэта», из-за которого его отправили в ссылку. Как известно, Лермонтов начал писать стихи в довольно раннем возрасте. Именно поэтому в первом периоде его творческого пути лирический герой отличается неким юношеские максимализмом. Он не приемлет полумеры, ему нужно все или ничего. Герой произведений Лермонтова не готов мириться с какими-то недостатками. Это мы видим в стихотворениях любой тематики: любовных, пейзажных, посвященных поэзии. Безусловно, герой Лермонтова одинок, но, прежде всего, одинок из-за того, что сам так хочет, из-за того, что не понят людьми, не оценен. В более позднем творчестве мотив одиночества усиливается. Однако в стихотворении уже нет того вызова, какой был в ранней лирике . Герой тих, спокоен, бесконечно несчастлив и одинок. Яркий пример - стихотворение «Утес».
Анализ стихотворения «Утес»
Почему Лермонтов выбирает именно этот образ? Потому что утес силен и крепок. Над ним не властны стихии, он могуч. И потому что утес не связан с горной цепью, он одинок, он выделяется на фоне общего пейзажа. И вот тучка заночевала у него на груди. Она дала ему надежду на дружбу, но на утро покинула его. И этот могучий исполин остался плакать в бесконечной пустыне. В стихотворении нет ярких метафор, сравнений, оно абсолютно небольшое по объему, но в нем наиболее ярко воплотился поэтический дар Лермонтова.
Еще один пример поздней лирики - стихотворение «Листок». И снова автобиографичный лирический герой. В лирике Лермонтова поздних лет больше аллегорий, теперь он не говорит напрямую, а использует такие яркие образы, как листок, утес, сосны, пальмы. Листок, оторвавшись от родной ветки, отправился в странствования по свету, но нигде он не мог найти себе пристанища.
Анализ стихотворения «Парус»
О романтическом творчестве поэта нельзя говорить, не упомянув его программное стихотворение «Парус». В нем отразились все основные мотивы творчества Лермонтова: странничество и скитания, одиночество, изгнанничество. Но главным образом в этом стихотворении отчетливо виден мотив двоемирия, так характерный для поэтов-романтиков. Из реального мира, в котором лирического героя ничего не ждет, в котором у него ничего не было, герой направляется в мир, в котором, по его мнению, ему будет лучше. Он ищет «бури». Вообще, буря – это один из любимых поэтических образов поэта. Ведь лирический герой Лермонтова не готов жить в мире, где покой и гармония, ему нужен мир, где бушуют страсти, где он будет чувствовать, что живет. И пусть он будет страдать, но зато это будут страдания искренние.
«Выхожу один я на дорогу»
Одно из последних стихотворений поэта. Оно глубоко философично и, в отличие от ранних произведений, гармонично. Именно в нем автор смог отразить все свои жизненные установки и свое мировоззрение. Теперь он просит не бури, а покоя. Но не «холодного сна могилы», он хочет жить, чувствовать, смотреть на природу, наслаждаться ее красотой и чувствовать любовь к себе, быть может, ту, которой ему не хватало в реальной жизни. Стихотворение написано очень красиво, автор использует яркие эпитеты и олицетворения. Природа изображается им как идеальное и гармоничное мироздание, сотворенное всесильным Богом.
Романтический герой Лермонтова в поэме «Мцыри»
Говорить о лирическом герое Лермонтова невозможно, не упомянув его поэмы. Например, поэму «Мцыри». Герои М. Ю. Лермонтова жаждут свободы (в прямом и в переносном смысле). Они изгнаны людьми, они не могут найти общий язык с окружающими. Мцыри, пожалуй, истинный романтический герой Лермонтова. Он попал в монастырь, будучи еще младенцем. Он вырос в неволе, мечтая о родителях и друзьях. Со сверстниками не ладил. Это выводит Мцыри на уровень героя романтического, то есть героя исключительного, неудовлетворенного обычной жизнью. И вот жажда свободы заставляет его бежать. Один день, проведенный Мцыри на воле, по его собственному мнению, был насыщеннее, чем вся его жизнь. Он видел грузинскую девушку, мысли его унеслись к счастливой жизни, которая, к сожалению, ему недоступна.
Ключевая сцена - это сражение с барсом, который олицетворяет волю, силу и свободу. Поэтому он не в состоянии одолеть Мцыри, в котором живут самые неистовые силы. Финал поэмы подтверждает, что вырваться из реального мира лермонтовскому герою не удастся, ведь Мцыри погибает. Почему Лермонтов выбирает в качестве места действия именно Грузию? Во-первых, эту историю он услышал, проезжая мимо одного из грузинских монастырей, а во-вторых, потому что природа Кавказа и жизнь кавказского народа ему очень импонировали. В кавказцах Лермонтова привлекала жажда жизни и свободы, сила характера.
Образ демона
Для раннего творчества Лермонтова является актуальным мотив демонический. Образ демона возникает нередко, в каждом из стихов данной тематики Лермонтов ассоциирует себя со злым духом, а свой дар - с некой одержимостью. Это не удивительно, ведь демон - изгнанник, он осуждаем людьми, его не принимают и небеса. Именно так ощущал себя сам поэт. В пример можно привести поэму «Демон», стихотворение «Мой демон». В одном из ранних стихотворений Лермонтов пишет о том, что он сотворен не для рая, что его удел – мыслить и страдать.
Лирический герой в стихах о любви
Безусловно, любовная тематика - одна из центральных в творчестве любого поэта. У Лермонтова любовь также окрашена в мрачные тона. Лирический герой в лирике Лермонтова раннего периода испытывал к своей возлюбленной чувство, среднее между любовью и ненавистью. Он обвиняет ее в непонимании, в жестокости, неумении любить. У Лермонтова было много объектов, кому он посвящал свои стихи.
Один из самых популярных стихов - «Нищий» - посвящен Е. Сушковой. Первая часть произведения нетрадиционна. Лермонтов рассказывает о нищем, которому вместо милостыни подали камень, лишь в последней строке понятно, что это стихотворение о любви. Чувства поэта к Сушковой были обмануты. В действительности так и было, она подшучивали над юным Лермонтовым, играла с его чувствами.
Специфика любовной лирики меняется после того, как Лермонтов встретил Варвару Лопухину. Это были настоящие взаимные чувства. Но родные Лопухиной были против ее брака с молодым и бедным стихоплетом. Теперь в стихах не было упреков и обвинений, было лишь разочарование и мысль о том, что любовь - это трагедия.
Печорин
Вершиной творчества поэта стал роман «Герой нашего времени». Истинный романтический герой Григорий Печорин вполне соотносим с лирическим персонажем Лермонтова. Он также одинок, не понят, но характер его очень многогранен и сложен. Герой романа Лермонтова страдает из-за своей гордости и честолюбия. Он одновременно вызывает и симпатии, и неприязнь. И если герой лирики не вызывает практически никаких вопросов, то по поводу характера Печорина и по сей день продолжаются дискуссии в среде литературоведов.
Одинокие герои Лермонтова не могут не вызывать сочувствия и симпатии. У каждого из людей периодически появляются мысли об одиночестве. Просто у Лермонтова это чувство было особенно обострено. Безусловно, всему этому было разумное объяснение: его творчество не признавалось властями, в личной жизни он не был счастлив. Свой идеальный мир писатель нашел в творчестве, служении литературе. Герой произведений Лермонтова (как и сам автор) живет, чтоб «мыслить и страдать», ведь без страданий нет жизни, да и такое тихое, гармоничное, спокойное существование ему не нужно.