Ещё вчера весёлый карапуз строил куличики в песочнице и катал машинки на верёвочке, а сегодня на его рабочем столе уже лежат тетрадки да учебники, а за спиной висит огромный ранец.
Дошколёнок превратился в юного школьника. Какие есть возрастные особенности детей младшего школьного возраста, как воспитывать ученика с задержкой психического развития (ЗПР) и на что надо обратить особое внимание при обучении ребёнка с нарушением слуха – обо всём этом и пойдёт речь в данной статье. Постараемся раскрыть тему максимально подробно, чтобы у вас не осталось вопросов.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Ребята младшего школьного возраста - это дети от 6 до 11 лет, так называемая начальная школа, с первого по четвёртый класс. Многие родители задаются вопросом: «В каком возрасте ребёнка следует отдавать в школу?» На это однозначного ответа не существует. Один готов и в 6 лет с лёгкостью отсидеть 40 минут на уроке, всё понять и запомнить, а другой и в 8 лет не сможет этого сделать и уже в середине первого урока растеряет всё внимание. Поэтому перед тем, как принимать решение о начале у ребёнка новой, взрослой, школьной жизни, следует пройти медико-психолого-педагогическую комиссию (МППК). В каждом детском саду эта комиссия проходит на выпуске малыша из подготовительной группы. Но если у родителей есть хоть малейшие сомнения о целесообразности посещения ребёнком школы именно в 6-7 лет, то следует обратиться к клиническому психиатру и неврологу. Если этих специалистов нет в поликлинике, к которой прикреплён малыш, то придётся идти в городской психоневрологический диспансер.
Подходящий возраст для первого класса
В этом возрасте год для развития и «созревания» мозга ребёнка - очень большой срок. Сегодняшним, слишком энергичным деткам не следует переступать порог школы раньше 7 лет, а некоторых, особенно активных, лучше оставить в садике и до 8. Пусть малыш будет гармонично чувствовать себя в классе, а не вырываться с криком из школы, так ничего и не поняв, что же там объяснял учитель. Поторопившись с поступлением в первый класс, можно навсегда отбить у ребёнка желание учиться. Не отнимайте этого у своего малыша, ведь мир знаний захватывающий и интересный, открывайте дверь в него вовремя, не спешите, подготовьте и ребёнка, и себя, чтобы не получилось, как в той детской песенке: «Папа решает, а Вася сдаёт».
Итак, возрастные особенности детей младшего школьного возраста подразумевают под собой большой резерв развития. Это значит, что с началом новой жизни у юного школяра начинают перестраиваться все его сознательные процессы, ребёнок приобретает качества, которые свойственны уже взрослым, потому как ученика включают в новую для него деятельность. У ребёнка завязываются межличностные отношения, и все познавательные процессы становятся устойчивыми и продуктивными.
Нужна ли дополнительная подготовка к школе
Для подавляющего большинства детей посещение «школы дошкольника» крайне рекомендовано. Но свой положительный эффект дадут только те занятия, которые будут проводиться в той школе, в которой ребёнок будет учиться в будущем. И у того учителя, который станет его классным руководителем. Педагог заранее знакомится с детьми, подготавливает будущих учеников именно к той программе обучения, которая будет у них на протяжении всей начальной школы, одним словом, готовит ребят «под себя». Дети же, в свою очередь, знакомятся с новым человеком (своим будущим классным руководителем), помещением и правилами.
Пойдя в первый класс после «школы дошкольника», ребёнок уже чувствует себя уверенно. Он знает, где его кабинет, как дойти до уборной, где располагаются гардероб и столовая. Эта лишняя уверенность очень важна для маленького школьника. Обычно занятия проводятся пару раз в неделю, по вечерам. Домашних заданий не задают, и такие занятия бесплатны.
Чем родители могут помочь дошкольнику
Для того чтобы использовать уже имеющиеся у ребёнка резервы, необходимо родителям приложить все усилия для быстрой адаптации школьника и направить возрастные особенности детей младшего школьного возраста на благо ученика. Используйте его любопытство и жажду узнавать всё новое во благо.
Взрослые должны переводить все игры дошколёнка в ученическое русло: учить внимательности, развивать усидчивость и самоконтроль. Пусть станет больше настольных игр, они как раз и развивают все эти качества.
Режим для юного школьника
Строгий режим ученику начальной школы просто необходим. Возьмите ватман, краски, фломастеры и вдвоём с ребёнком нарисуйте стенгазету. Назовите её «Мой день» и поминутно распишите весь будний день ученика - от подъёма до отбоя. Не забудьте туда вписать и время для игр и отдыха.
Повесьте собственноручно сделанную газету на видное место рядом с рабочим столом ребёнка. Недалеко от нее должны находиться часы, по которым школьник будет сверять свои дела.
Есть некоторые особенности детей младшего школьного возраста, которые никак не дадут легко и просто соблюдать этот режим, прописанный в стенгазете «Мой день».
Ребёнок может капризничать при подъёме. Тогда просто поднимайте его на 10 минут раньше. Пусть он полежит в постельке, потянется. Можно полежать с ним рядом и поболтать о начинающемся дне. Малыш может заупрямиться выполнять домашнюю работу: родители должны спокойным, но серьёзным тоном говорить с ребёнком о чётком соблюдении режима, не должно присутствовать ни угроз, ни шантажа, ни подкупа. Взрослые должны быть уверены в себе и разговаривать со школьником всегда на позитивной волне.
Обучение первоклашки, или Кто главный в школе
Родители должны понимать, что дома главные они, а в школе – учитель.
Особенности детей младшего школьного возраста заключаются в том, что мнение взрослого для них очень важно. И если в школе учитель говорит одно, а дома родители - совершенно противоположное, то это крайне негативно сказывается на его обучении. Он начинает не понимать, кто же прав и кого слушать.
Если родители не согласны с требованиями педагога, то ни в коем случае нельзя обсуждать это в присутствии ребёнка. Беседуйте с руководящим составом школы, находите компромисс с классным руководителем, а лучше просто доверьтесь опытному педагогу, имеющему много положительных отзывов. Перед тем как отдавать ребёнка в школу, побеседуйте с родителями учеников, ранее обучавшихся у данного учителя.
Особенности первоклашек
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, кратко перечисленные ниже, помогут сориентироваться родителям:
- Ребёнку важно мнение старших, поэтому требования педагога и родителей должны совпадать.
- Первоклашка, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг него, поэтому будьте осторожны в своих высказываниях. Прошлись по IQ продавца из того магазина? Уже завтра этими же словами он отзовётся о своём однокласснике.
- У ребёнка началась новая, взрослая, школьная жизнь, в которой всё молниеносно меняется, поэтому постоянно разговаривайте со школьником, ведь если начинает вырисовываться какая-то проблема, то её легче решить в самом начале.
- Разрешите ребёнку внешкольные занятия выбирать самостоятельно, не водите в художественную школу футболиста, это не принесёт никаких положительных плодов.
- Показывайте на личном примере, что учиться здорово, вместе читайте книги, смотрите научные и познавательные передачи, посещайте музеи и выставки.
Рассмотрим особенности детей младшего школьного возраста. Таблица поможет наглядно показать день маленького школьника.
Занятие | ночной сон | дневной сон | уроки в школе | выполнение д/з | прогулки |
Время | 9 часов | 1 час | 4 часа | 30 минут | 1 час |
Особенности детей с ЗПР
Особенности детей младшего школьного возраста с ЗПР заключаются в том, что такие функции, как память, восприятие, мышление, речь, воображение, внимание и др., либо частично, либо полностью нарушены. Ребёнок не может сконцентрироваться на изучаемом предмете, или обучение ему просто неинтересно, хотя и неинтересно-то оно ему лишь потому, что у него не получается, и он не видит смысла писать параллельные палочки, ведь сколько бы он ни пытался их написать, они всё равно не такие, как в образце.
Давайте посмотрим, что взрослые могут сделать для школьника, у которого задержка психического развития. Особенности детей младшего школьного возраста, кратко изложенные ниже, помогут родителям привлечь внимание ребёнка:
- Школьнику трудно сконцентрироваться на том, что ему говорят, поэтому, объясняя что-то, мама может накрасить ярко-красной помадой губы и говорить артикуляционной речью. Как только ребёнок отвлечётся, говорить: смотри на мой рот. Так как он будет очень выделяться на лице, то ученику легче вновь увидеть и услышать.
- На этом же принципе работают и яркие ногти, когда что-то надо показать. Постучав пальцем по показываемому на странице участку текста, взрослый быстрее привлечёт внимание (сюда же можно отнести и яркую указку).
- Говорить надо громко, медленно и чётко.
- Переключать внимание должен взрослый: расскажите словами, потом нарисуйте это на листе бумаги, далее разыграйте сценку, потом вновь объясните всё сначала. Порой придётся сделать 3-4 таких круга объяснений.
- Если ребёнок в момент объяснений мотает ногой (грызёт карандаш, рвёт бумагу на полоски и т. д.), не останавливайте, именно это ему и помогает сосредоточиться на том, что ему объясняют, уж такова их особенность.
У детей с ЗПР нет нарушений зрения, опорно-двигательной системы, слуха. Обычно отсутствуют тяжёлые нарушения речи и интеллекта. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста с ЗПР заключены в сниженной работоспособности и отсутствии мотивации, над чем и следует работать взрослым.
Особенности детей с нарушением слуха
Нарушения функций слуха влекут за собой вторичные отклонения, в первую очередь задерживается речевое развитие, что, в свою очередь, уменьшает объём получаемой информации. Также отмечаются изменения координации и трудности ориентирования в пространстве. Особенности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отражаются на физических качествах ребёнка. Патологические нарушения слуха изменяют вестибулярный аппарат, поэтому в обучении таких деток очень важна физкультура и прочая двигательная активность.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7-9 лет с нарушением слуха заключаются в медленном и неравномерном развитии предметной деятельности. Эти дети зачастую не справляются с заданиями, в которых надо использовать какой-либо дополнительный предмет, они выполняют их напрямую, без помощи данного орудия. Помогите ребёнку понять суть, покажите на собственном примере.
Слабослышащим детям с трудом даются задания, которые требуют анализа и обобщения. Им сложно распознать собственные эмоции и ещё сложнее им их описать. Отсюда вытекают такие проблемы, как тревожность, замкнутость и агрессивность.
Научив слабослышащего ребёнка эмоциональной устойчивости, можно помочь ему в межличностных отношениях и адаптации в обществе.
Подласый. Педагогика начальной школы
Как для учителей начальной школы, так и для родителей первоклашек будут интересны труды Ивана Павловича Подласова, в которых он рассказывает о воспитании, формировании и обучении детей.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста Подласый видит в социализации и адаптации ребят к новой, взрослой, школьной жизни. Для этого необходима связь педагогов и родителей, их желание передать свой опыт ребятам, сформировать целостную личность, способную к самопознанию и самосовершенствованию.
Развитие ребёнка зависит как от внутренних (свойства организма), так и от внешних (окружение человека) условий. Создав благоприятную внешнюю среду, можно помочь преодолеть внутреннюю нестабильность. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Таблица, кратко описывающая теорию педагогики начальной школы Подласова:
Педагогика | Наука об образовании, воспитании и обучении |
Предмет педагогики | Развитие и формирование целостной личности школьника |
Функции педагогики | Формирование задач и целей воспитания |
Задачи педагогики | Обобщение и систематизация знаний о воспитании и обучении |
Основные понятия | Воспитание – передача опыта младшему поколению, формирование нравственных ценностей Обучение – процесс взаимодействия учеников и педагогов, направленный на развитие школьников Образование – система способов мышления, знаний и умений, которой овладел школьник в процессе обучения Развитие – изменение качественных и количественных процессов ученика Формирование – процесс эволюции ребёнка под контролем учителя |
Течения педагогики | Гуманистические и авторитарные |
Методы исследований | Эмпирические и теоретические |
Следует отметить главное – любите своих детей, хвалите их за каждую победу, помогайте преодолевать трудности, и тогда милый малыш превратится в образованного, воспитанного и счастливого взрослого.