Рынок авиаперевозок в России, как полагают эксперты, одновременно может быть охарактеризован как перспективный и как находящийся в стадии борьбы основных игроков с сильными кризисными тенденциями. Падение курса рубля особенно сильно сказалось на деятельности авиакомпаний - значительный процент самолетов закупается или арендуется в валюте, а рублевая выручка внутри страны в соразмерных пропорциях не увеличивается. В числе авиакомпаний, которые, по мнению аналитиков, имеют все ресурсы выдержать кризис, - "Оренбургские авиалинии". Перевозчик обладает интересной, как считают эксперты, бизнес-моделью, а что особенно важно - его пассажиры активно оставляют положительные отзывы на тематических порталах.
Сейчас Orenair концентрирует усилия на чартерном рынке. Однако в планах менеджмента компании, во многом обусловленных реалиями рынка, - переориентация деятельности на перспективный рынок внутренних перевозок. Какими могут быть шансы Orenair на освоение нового сегмента? Каков градус настроений в отзывах экспертов касательно перспектив развития авиакомпании? Насколько велика может быть в отношении Orenair конкуренция со стороны других игроков рынка?
Orenair: общие сведения
Авиакомпания Orenair была основана в 1932 году. Первая авиалиния, на которой стали выполняться рейсы, связала Москву и Ташкент. Основные аэропорты базирования ее воздушных судов располагаются, собственно, в Оренбурге, а также в Москве. Компания "Оренбургские авиалинии" является дочерней структурой "Аэрофлота". То есть 100% ее акций принадлежат крупнейшему российскому авиаперевозчику.
В числе недавно открытых направлений пассажирских перевозок, которые осуществляет ОАО "Оренбургские авиалинии", - рейс "Челябинск-Сочи". Он функционирует с конца декабря 2014 года. Из Челябинска самолеты "Оренбургских авиалиний" будут вылетать по воскресеньям, из Сочи, в свою очередь, по субботам. Есть сведения о том, что компания будет и в дальнейшем расширять присутствие на рынке за счет увеличения маршрутов, связывающих российские регионы.
Рассмотрим структуру флота Orenair.
Флот
Авиакомпания Orenair обладает достаточно большим флотом воздушных судов - порядка 30 машин. Его состав полностью сформирован самолетами марки Boeing. Основная часть воздушных судов - среднемагистральные Boeing 737-400, 737-800, а также несколько самолетов Boeing 777-200ER, способных выполнять трансконтинентальные рейсы большой протяженности.
Экономические показатели
Компания "Оренбургские авиалинии" в период с января по ноябрь 2014 года перевезла 2,8 млн пассажиров. Этот показатель оказался на 3,7% меньше того, что был зафиксирован за аналогичный период 2013 года. Финансовые результаты деятельности компании также оказались весьма скромными. В частности, чистый убыток фирмы за три квартала 2014 года составил более 3,5 млрд руб. Правда, по показателям генерации выручки, Orenair - в числе лидирующих компаний холдинга "Аэрофлот": заработок авиаперевозчика с одного пассажира составляет порядка 7 тыс. руб. Более того, как свидетельствуют некоторые публичные сведения, из 3,5 млрд руб. убытка порядка 1,5 - это долги других фирм (каких именно - мы рассмотрим чуть позже) перед "Оренбургскими авиалиниями".
Основная часть услуг Orenair в рамках пассажирских авиаперевозок оказывается в рамках чартерных контрактов. Регулярных рейсов выполняется порядка 35%. Можно отметить, что авиабилеты Orenair продаются более чем на 255 международных чартерных направлений. Правда, как полагают некоторые эксперты, в силу вероятного снижения активностей россиян в плане зарубежных поездок можно ожидать смену приоритетов в распределении ресурсов авиакомпанией.
Есть версия, что сейчас регулярные рейсы авиалинии Orenair выполняют только в тех случаях, когда туристические направления в силу сезонного фактора или иных причин простаивают или не пользуются достаточно высоким спросом. Однако, как полагают аналитики, компания в ближайшем будущем может активизировать внутренние рейсы в силу спада активностей путешественников, привыкших посещать зарубежные курорты: курс доллара к рублю вырос, и россиянам дешевле отдыхать у себя на родине.
Вместе с тем, как свидетельствуют многие отзывы, Orenair - поставщик комфортного сервиса в аспекте перелетов по популярным направлениям в теплые зарубежные страны.
Аэропорты базирования
Основные города, где базируется воздушный флот Orenair, как мы уже сказали выше, - Оренбург и Москва. В первом городе аэропорт один, в Москве авиакомпания задействует два - "Внуково" и "Домодедово". Можно при этом отметить тот факт, что, запланировав изначально перевозки в каком-то конкретном аэропорту, компания может принять решение о том, чтобы использовать в качестве основного другой. Так, например, осенью 2014 года компания Orenair открыла несколько новых направлений из Москвы. Основным аэропортом изначально было "Домодедово". Но уже в ноябре дислокация рейсов поменялась в пользу "Внуково". Из этого аэропорта теперь выполняются рейсы в Ростов-на-Дону, Омск, Казань и другие крупные российские города.
Многим пассажирам, как и экспертам, не понравился факт (об этом свидетельствуют присутствующие в профильных для авиаиндустрии СМИ комментарии и отзывы): Orenair предложила пассажирам сдать билеты, которые уже были на руках. То есть если, например, человек забронировал себе место в рейсе на Казань из "Домодедово", то по факту изменения аэропорта на "Внуково" у него появилась необходимость купить новый билет. Старый, правда, при этом авиакомпания позволила сдать без начисления каких-либо штрафов.
Модернизация авиапарка и кадровая политика
Выше мы отметили, что основа воздушного флота Orenair - самолеты марки Boeing. Есть сведения о том, что авиакомпания будет в обозримом будущем заменять их, а в некоторых случаях выводить соответствующую категорию техники из использования. Сотрудники, занятые на рейсах, обслуживаемых самолетами такого типа, как предполагается, должны будут переходить в иные структуры "Аэрофлота" - компании, которая владеет Orenair. Как заявили представители самой авиакомпании в СМИ, каких-либо сокращений кадров не предполагается.
Простой пример: взаимодействие между Orenair, а также такими структурами, как лоу-костер "Добролет" и заменившей его авиакомпанией "Победа". Как известно, российский лоу-костер в силу некоторых сложностей прекратил свою работу в 2014 году. В итоге экипажи самолетов "Добролета" перешли работать именно в Orenair. Это позволило "Аэрофлоту" трудоустроить ценные кадры. В свою очередь, когда вместо "Добролета" стала функционировать новая авиакомпания - "Победа", летный персонал стал переходить в эту компанию из Orenair. Таким образом, компания "Аэрофлот" "Оренбургские авиалинии" задействовала как надежного партнера в трудный момент для одной из дочерних структур, а именно "Добролета". Собственно, интересно будет изучить данный прецедент подробнее.
Помощь "Добролету"
Летом 2014 года компания "Добролет", призванная решать задачи по предоставлению российским пассажирам возможности летать недорого, попала, согласно публичным сведениям, под иностранные санкции. Их природа заключалась в том, что "Добролет" осуществлял пассажирские перевозки на Крымский полуостров, который, по мнению зарубежных партнеров российской компании, вошел в состав РФ незаконно. В результате в отношении лоу-костера были приняты ограничительные меры, такие как аннулирование лизинговых контрактов, страховых договоров и соглашений о техническом обслуживании машин. Авиакомпания, едва начавшая льготные перевозки в рамках набирающих популярность у россиян направлений, оказалась в сложном положении.
Вследствие политического фактора перевозчик был вынужден свернуть деятельность. Однако вскоре после информации о сложностях "Добролета" в различных источниках стали появляться сведения о том, что на помощь российскому лоу-костеру придут "Оренбургские авиалинии". Отзывы экспертов и аналитиков касательно данного сценария в целом были оптимистичными. Orenair обладал готовым авиапарком и доступом к необходимой инфраструктуре.
Правда, Orenair оказалась в состоянии помочь "Добролету" только по ограниченному количеству маршрутов. Направления, которые согласилась обслуживать авиакомпания из Оренбурга, - рейс "Москва-Симферополь" в обе стороны, а также перелет из столицы в Волгоград и обратно. Предполагалось, что Orenair перевезет порядка 65,5 тыс. клиентов "Добролета". Касательно других рейсов лоу-костера - в Волгоград, Самару, Екатеринбург, Пермь, Уфу, Казань - пассажирам была возвращена стоимость билетов.
Отметим, что многих экспертов не удивило, что именно "Оренбургские авиалинии" (отзывы аналитиков подтверждают это) были выбраны партнером "Добролета". Первая причина - у обеих авиакомпаний общий владелец, "Аэрофлот". Вторая - в том, что значительная часть, по мнению экспертов, самолетов Orenair уже тогда была доступна к задействованию в рамках внутрироссийских рейсов. Третья вероятная, по мнению аналитиков, причина - самолеты, использовавшиеся в "Добролете", были той же серии, что задействуются в Orenair, среднемагистральные машины марки Boeing. То есть экипажи лайнеров, работавшие в лоу-костере, могли без проблем пересесть на самолеты "Оренбургских авиалиний".
Отзывы пассажиров
Каков градус настроений, которые отражают в себе публикуемые пассажирами авиакомпании отзывы? Orenair, по мнению многих туристов, перевозчик, который, прежде всего, уделяет внимание грамотной ценовой политике. Стоимость услуг авиакомпании, как полагают (исходя из субъективных взглядов) многие пассажиры, умеренная. Билеты Orenair на регулярные рейсы, как считают клиенты компании, вполне конкурентны по стоимости с предложениями других перевозчиков в тех регионах, где ведет свою деятельность авиакомпания.
Многим импонирует готовность фирмы обеспечивать комфорт пассажиров, в частности в аспекте перевозки багажа. Так, например, компания, анонсировав ввод нового маршрута - "Челябинск-Сочи", который мы отметили в начале статьи, пообещала, что пассажиры данного рейса смогут совершенно бесплатно брать с собой в самолет горные лыжи, сноуборд, хоккейные принадлежности. В то время как большинство других авиакомпаний разрешает это делать при условии дополнительной оплаты.
Перспективы
Таким образом, со стороны клиентов авиакомпании заметен тренд, отражающий стремление людей оставлять на тематических порталах положительные отзывы. Orenair в аспекте удовлетворенности пассажиров - перевозчик, который, вероятно, вполне может конкурировать с крупнейшими российскими и международными авиакомпаниями. Однако что говорят эксперты касательно оценки перспектив развития данного бренда индустрии авиаперевозок?
По мнению некоторых аналитиков, динамика роста компании будет во многом зависеть от внешних факторов. Это также признают и сами руководители Orenair. Выше мы отметили одну из причин кризисного тренда - падение курса рубля, и как следствие - снижение туристической активности. Одновременно арендные и лизинговые платежи авиакомпания вынуждена осуществлять в долларах и евро. Таким образом, позиции бизнеса оказываются под угрозой сразу в двух аспектах.
Эксперты полагают, невзирая на то что "Оренбургские авиалинии" отзывы получают от своих пассажиров неплохие, рыночные перспективы компании в обозримом будущем, вероятно, нельзя будет охарактеризовать как многообещающие. Нужно сохранять текущие позиции, считают аналитики, адаптировать бизнес-модель к кризисным условиям.
В поиске новой модели развития
Многим экспертам импонирует тот факт, что "Оренбургские авиалинии" (отзывы многих аналитиков это подтверждают) - пример компании, которая не сидит на месте в условиях непростой рыночной ситуации. В частности, менеджмент перевозчика, как отмечают эксперты, ведет работу в поиске новых сегментов рынка - изучает возможности переориентации рейсов с чартерных направлений на внутренние. Необходимые инфраструктурные условия в России для этого, считают аналитики, есть. Региональные аэропорты, полагают эксперты, будут рады росту активностей авиаперевозчиков. Пример одного из удачно реализованных проектов по переводу рейсов на внутрироссийские направления - открытие маршрута в Сочи, о котором мы уже рассказали.
В ряде случаев навстречу подобным устремлениям авиакомпаний могут идти игроки рынка смежного профиля. Например, известно, что компания "Аэрофьюелз", занимающаяся топливным снабжением перевозчиков в Кургане, выразила готовность делать скидки для Orenair при выполнении рейсов из отмеченного населенного пункта в Москву.
Сама компания планирует разработать стратегию по оптимизации бизнес-модели. Изучаются аэропорты в различных российских регионах, анализируются перспективы окупаемости тех или иных рейсов, создаются базы агентов, которые будут продавать авиабилеты.
Конкуренция на новых рынках
В среде экспертов есть мнение, что авиакомпания Orenair может столкнуться со значительной конкуренцией на новых направлениях в освоении рынка, в частности в сегменте внутрироссийских перевозок. Так, другие сильные игроки рынка, такие как, например, компания Nordwind, которая также специализируется на чартерных рейсах, тоже рассчитывают занять заметную нишу в сегменте региональных рейсов. Причина та же, что и в случае с пересмотром бизнес-стратегии Orenair, - снижение активности российских туристов, путешествующих за рубежом.
Многие эксперты полагают, что концепция развития бизнеса, к которой может перейти Orenair, окажется, таким образом, близка и большинству других авиаперевозчиков, специализирующихся на чартерных направлениях. Тем более что, как подсчитывают некоторые аналитики, внутрироссийский сегмент перевозок активно растет. Вместе с тем, полагают эксперты, емкость соответствующего рынка может оказаться не настолько высокой, как это хотят видеть авиакомпании. Россияне традиционно предпочитают ездить внутри страны на поезде. Несмотря на то что тарифы авиакомпаний в целом сопоставимы с расценками на железнодорожный транспорт, многие эксперты считают, что переориентация граждан на то, чтобы путешествовать по России самолетом, может идти достаточно медленными темпами.
Туристический фактор
Перспективы развития чартерных авиакомпаний, включая Orenair, могут осложняться кризисной ситуацией в сфере деятельности непосредственных партнеров по пока что флагманской отрасли - туроператоров. Многие из компаний соответствующего профиля в последние годы обанкротились. Значительная часть испытывает сильные финансовые сложности. Известно, что некоторые из крупных игроков рынка туристической индустрии имеют очень большие долги перед Orenair. Идут судебные разбирательства и неизвестно, хватит ли у должников ресурсов, чтобы расплатиться с "Оренбургскими авиалиниями". А без этих средств, полагают эксперты, инвестирование в новые рынки для авиакомпании может оказаться очень сложной задачей.